• адрес г. Минск, ул. К. Чорного, д. 31-99в.   E-mail: lcb@lcb.by

  • тел./факс (017) 280-30-05

  • тел. +375 29 331-76-18

Разрешение разногласий, возникающих при проведении процедур государственных закупок

Разрешение разногласий, возникающих при проведении процедур государственных закупок

Порядок разрешения разногласий при проведении процедур государственных закупок регулируется главой 9 Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее – «Положение о закупках»), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок». Напомним, что первоначально Положение о закупках содержало всего один пункт номер 13, которым было определено, что в случае нарушения установленного законодательством порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) участник вправе был обжаловать действия (бездействие) и решения заказчика, конкурсной комиссии и (или) ее членов в установленном законодательством порядке.

Порядок разрешения разногласий при проведении процедур государственных закупок регулируется главой 9 Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее – «Положение о закупках»), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок». Напомним, что первоначально Положение о закупках содержало всего один пункт номер 13, которым было определено, что в случае нарушения установленного законодательством порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) участник вправе был обжаловать действия (бездействие) и решения заказчика, конкурсной комиссии и (или) ее членов в установленном законодательством порядке.

В последствии Советом Министров было принято постановление №387 от 30 марта 2009 г. «О внесении изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987» (далее – «Постановление №387»), которое ввело в Положение о закупках отдельную главу, более подробно регламентирующую порядок разрешения разногласий, возникающих в процессе проведения государственных закупок.

В действовавшем до 19 января 2009 года Положении о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №529 «О государственных закупках», также содержался аналогичный раздел. Однако порядок разрешения разногласий, установленный ныне действующим Положением о закупках, имеет существенные отличия. Рассмотрим действующий в настоящее время порядок обжалования действий заказчика участниками процедур закупок.

В соответствии с нормами пункта 137 Положения о закупках, по общему принципу, жалоба на действия (бездействие) и решения заказчика может быть подана либо руководителю заказчика, либо в вышестоящий орган, которому заказчик подчинен. Кроме того, разумеется, действия заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом предварительное их обжалование руководителю заказчика или в вышестоящий орган не требуется. Решения по жалобе участника, вынесенные руководителем заказчика и вышестоящего органа, также могут быть обжалованы в судебном порядке. Таким образом, участник имеет право самостоятельного выбора способа защиты своих прав - обжаловать действия заказчика путем подачи жалобы вышестоящим должностным лицам или органам, либо подавать жалобу в судебном порядке.

Участникам следует помнить, что в соответствии с пунктом 138 Положения о закупках жалоба руководителю заказчика либо в вышестоящий орган может быть подана только до заключения договора по результатам процедуры закупки. Кроме того, в случае подачи участником жалобы одновременно руководителю заказчика и в вышестоящий орган, рассматриваться такая жалоба будет только вышестоящим органом. При получении уведомления о поступлении жалобы в вышестоящий орган руководитель заказчика, в соответствии с пунктом 140 Положения о закупках, обязан прекратить рассмотрение жалобы. Также рассмотрение жалобы будет прекращено в случае заключения договора по результатам процедуры закупки, однако, как сказано выше, участник сохраняет в этом случае возможность обратиться в суд за защитой свих прав.

В отличие от ранее действовавшего порядка теперь Положение о закупках содержит ряд обязательных требований к оформлению подаваемой жалобы. В соответствии с пунктом 141 жалоба подается в письменной форме и должна содержать:

-   наименование и юридический адрес заказчика или вышестоящего органа, в который направляется жалоба;

-   полное наименование организации и ее юридический адрес либо фамилию, имя и отчество физического лица, данные о его месте жительства, которыми подается жалоба;

-   наименование и юридический адрес заказчика, фамилии его руководителя и члена комиссии, действия (бездействие) или решение которых обжалуются;

-   наименование и юридический адрес (фамилия, имя, отчество и место жительства) участников, при наличии у лица подающего жалобу таких сведений;

-   вид процедуры закупки, источник ее финансирования;

-   мотивы (основания) жалобы с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству действий (бездействия), решений заказчика, его руководителя, члена комиссии;

-   фамилию, собственное имя, отчество и подпись подающего жалобу участника, заверенную печатью организации (в случае если такой участник – организация).

Дополнительно участник вправе приложить к жалобе копии решений (писем), принятых (данных) заказчиком, а также иные документы, необходимые, по его мнению, для рассмотрения жалобы.

Участникам следует иметь в виду, что в согласно норме пункта 142 Положения о закупках жалоба, не соответствующая указанным требованиям, может быть оставлена без рассмотрения. Уведомление об этом с указанием причин оставления жалобы без рассмотрения в пятидневный срок должно быть направлено обратившемуся с жалобой участнику.

Как и в соответствии с ранее действовавшим порядком при получении жалобы руководитель заказчика или вышестоящий орган обязаны приостановить проведение процедуры закупки. Руководитель заказчика, в соответствии с пунктом 143 Положения о закупках, вправе приостановить процедуру на срок до семи рабочих дней со дня поступления жалобы, а вышестоящий орган - на срок до четырнадцати календарных дней со дня получения заказчиком уведомления о приостановлении процедуры закупки. При необходимости руководитель заказчика и вышестоящего органа вправе продлить вышеуказанный срок до разрешения жалобы, но на общий срок не более тридцати календарных дней. Однако в случае если Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь установлены сроки проведения процедуры закупки, не позволяющие осуществить ее в случае такого приостановления, приостановление процедуры закупки не применяется. Решение с обоснованием необходимости продолжения процедуры закупки принимается руководителем заказчика или вышестоящим органом и приобщается к справке о процедуре закупки. Участник вправе обжаловать такое решение в судебном порядке.

При получении жалобы заказчик или вышестоящий орган в течение трех рабочих дней уведомляют письменно участников и государственные органы, интересы которых затронуты (могут быть затронуты) в результате рассмотрения жалобы, о ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. Если жалоба поступила непосредственно в вышестоящий орган,  то уведомление о ней и о приостановлении либо неприостановлении процедуры закупки вышестоящий орган направляет также заказчику. Следует иметь в виду, что, согласно пункту 145 Положения о закупках, участник не принявший участие в рассмотрении жалобы впоследствии лишается права подачи аналогичной жалобы по данной закупке. В рассмотрении жалобы также имеет право участвовать любой государственный орган, интересы которого затронуты  или могут быть затронуты в результате рассмотрения жалобы.

Сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решения установлены пунктом 147 Положения о закупках. Так жалоба с принятием решения должна быть рассмотрена в течение сроков, установленных частями первой и второй пункта 143 Положения.

Решение по жалобе принимается в письменной форме. Оно в обязательном порядке должно содержать обоснование мотивов принятия решения и меры, направленные на удовлетворение изложенных требований в случае полного или частичного удовлетворения жалобы. Руководителем заказчика либо вышестоящего органа могут быть приняты одно либо несколько из нижеуказанных решений. Так они вправе:

-   обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие Положению;

-   полностью или частично отменить незаконное решение. При этом они не вправе принять решение о расторжении договора после его заключения;

-   обязать заказчика возместить убытки, понесенные участником, подавшим жалобу, в связи с участием в процедуре закупки и в результате незаконного действия (бездействия) либо решения заказчика, комиссии и (или) ее членов;

-   распорядиться о прекращении процедуры закупки и обязать заказчика провести повторную процедуру закупки;

-   признать жалобу необоснованной;

-   разрешить заключение договора в определенные заказчиком сроки, если Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь или вышестоящим органом установлены сроки проведения процедуры закупки, не позволяющие осуществить ее в случае приостановления.

В течение трех рабочих дней с даты вынесения решения оно направляется подавшему жалобу участнику, заказчику, другим участникам и государственному органу, принявшим участие в разрешении жалобы.

В соответствии с пунктом 151 Положения о закупках, участники вправе обжаловать действия (бездействие) и решения заказчика комиссии и ее членов, руководителя заказчика либо вышестоящего органа в судебном порядке на любом этапе осуществления закупки. Завершение процедуры закупки, при этом, не лишает участников права на обращение в суд, за защитой нарушенных прав. В связи с этим, представляется необходимым напомнить заказчикам, что согласно ст. 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – «ГК РБ») торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Поскольку в соответствии с пунктом 4 ст. 417 ГК РБ конкурс является одной из разновидностей процедур торгов, в случае если, судом будут установлены факты, свидетельствующие о нарушении установленного порядка его проведения, такой конкурс, по иску участника, может быть признан недействительным. Соответственно, в случае удовлетворения судом иска участника, договор, заключенный заказчиком по результатам конкурса, также будет являться недействительным.

 

М.В. Бенсман

Ведущий юрисконсульт

ООО «Юридическо-консалтинговое

бюро Кунцевич и партнеры»

07.06.2009

 

Назад к списку