• адрес г. Минск, ул. К. Чорного, д. 31-99в

  • тел./факс (017) 280-30-05

  • тел. +375 29 331-76-18

Вопрос. Организация, финансируемая за счет средств республиканского бюджета, намерена приобрести специализированный диагностический прибор. По результатам маркетинговых исследований проведенных Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр м

Вопрос. Организация, финансируемая за счет средств республиканского бюджета, намерена приобрести специализированный диагностический прибор. По результатам маркетинговых исследований проведенных Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр м

Вопрос.
Организация, финансируемая за счет средств республиканского бюджета, намерена приобрести специализированный диагностический прибор. По результатам маркетинговых исследований проведенных Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в Республике Беларусь имеется только один производитель данного прибора. Закупка осуществляется за счет бюджетных средств. Ориентировочная стоимость закупки составляет сумму менее 1000 базовых величин. Вправе ли организация в данном случае, в соответствии с абзацем 5 подпункта 4.1 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», не применять процедуры закупок, предусмотренные данным Указом?  Должна ли в этом случае применяться процедура закупки из одного источника?
Вопрос. Организация, финансируемая за счет средств республиканского бюджета, намерена приобрести специализированный диагностический прибор. По результатам маркетинговых исследований проведенных Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в Республике Беларусь имеется только один производитель данного прибора. Закупка осуществляется за счет бюджетных средств. Ориентировочная стоимость закупки составляет сумму менее 1000 базовых величин. Вправе ли организация в данном случае, в соответствии с абзацем 5 подпункта 4.1 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», не применять процедуры закупок, предусмотренные данным Указом? Должна ли в этом случае применяться процедура закупки из одного источника? Ответ. В соответствии с абзацем 5 подпункта 4.1 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ №618) действие пункта 3 данного Указа не распространяется на государственные закупки товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов и поставляемых (выполняемых, оказываемых) единственной организацией или единственным физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем. При этом, наличие в Республике Беларусь единственного производителя приобретаемого товара не является основанием для неприменения процедур закупок установленных Указом №618. В данном случае заказчику следует изучить конъюнктуру товарного рынка с учетом возможного наличия поставщиков аналогичных товаров в других странах, поскольку Указ № 618 и постановление Советом Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее – «Постановление № 1987») не содержат ограничений для участников процедур государственных закупок по стране их регистрации и стране происхождения предлагаемых ими товаров. Применение в данном случае процедуры закупки из одного источника, предусмотренной пунктом 134 Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь» утвержденного Постановлением № 1987 (далее – «Положение о госзакупках»), также не допускается. В соответствии с указанным пунктом Положения о госзакупках процедура закупки из одного источника может проводится только в четырех строго определенных случаях, а именно: - если возникла необходимость в закупке товаров (работ, услуг), а применение конкурса или процедуры запроса ценовых предложений невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их организации и проведения; - если заказчиком, организатором, уполномоченной организацией, осуществившими закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя); - если конкурс или процедура запроса ценовых предложений признаны несостоявшимися и повторное их проведение является нецелесообразным; - если выбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении конкурса или процедуры запроса ценовых предложений осуществлен не по всем частям (лотам) предмета закупки и повторное их проведение в отношении одной либо всех таких частей (лотов) является нецелесообразным. Таким образом, в данном случае процедура закупки из одного источника применяться не может. Поскольку ориентировочная стоимость закупки составляет сумму менее 1000 базовых величин заказчику, в соответствии с п. 128 Положение о госзакупках, следует применить для проведения закупки процедуру оформления конкурентного листа. Напомним, что, в соответствии с указанной нормой, под процедурой оформления конкурентного листа понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик, организатор, уполномоченная организация осуществляют его выбор посредством сбора информации, как правило, о цене за единицу товара (работы, услуги) не менее чем у двух поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если такого количества их нет. Таким образом, если ориентировочная стоимость закупки составляет сумму от 50 до 1000 базовых величин, то, при соблюдении иных соответствующих требований, в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 Указа №618 заказчик обязан проводить процедуру оформления конкурентного листа. При этом если заказчиком при проведении маркетинговых исследований рынка найден только один поставщик то, в соответствии с п. 128 Положения о госзакупках, в конкурентном листе приводятся сведения только об этом поставщике. Заказчику, в данном случае, следует иметь подтверждение того, что им действительно надлежащим образом проведено исследование рынка и осуществлен поиск поставщиков. Таким подтверждением, например, может быть размещение соответствующего объявления в средствах массовой информации или копии писем направленные потенциальным поставщикам. М.В. БЕНСМАН, ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры» тел. (017) 280-36-80 www.lcb.by

Назад к списку