• адрес г. Минск, ул. К. Чорного, д. 31-99в

  • тел./факс (017) 280-30-05

  • тел. +375 29 331-76-18

Вопрос-ответ по закупке металла за счет собственных средств негосударственным юридическим лицом

Вопрос-ответ по закупке металла за счет собственных средств негосударственным юридическим лицом

Вопрос
Открытое акционерное общество, акции которого находятся в собственности физических лиц и юридических лиц негосударственной формы собственности осуществляет закупки металла и изделий из него для собственного производства и за счет собственных средств.
1) Обязано ли данное ОАО, приобретая металл за счет собственных средств, осуществлять закупки металла на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»?
2) Обязано ли данное ОАО, в указанных случаях, проводить какие либо процедуры закупок, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 N 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».

Вопрос 1

Открытое акционерное общество, акции которого находятся в собственности физических лиц и юридических лиц негосударственной формы собственности осуществляет закупки металла и изделий из него для собственного производства и за счет собственных средств.

1) Обязано ли данное ОАО, приобретая металл за счет собственных средств, осуществлять закупки металла на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»?

2) Обязано ли данное ОАО, в указанных случаях, проводить какие либо процедуры закупок, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 N 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».

 

Ответ:

1) Основным документом регулирующим вопросы осуществления закупок товаров на торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 №714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах», (далее – «Постановление №714»). Данным постановлением утвержден перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее – «Перечень»). В указанный Перечень входит значительное количество изделий из металлов. Однако в соответствии с частью первой пункта 3 Постановления № 714 на вышеуказанных биржевых торгах обязаны заключать сделки с товарами, включенными в Перечень, только организации, имущество которых находится в республиканской собственности и хозяйственные общества, доли (акции) в уставном фонде которых принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности. Прочие юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать сделки с товарами, происходящими с территории Республики Беларусь и включенными в Перечень, только при их поставке на экспорт.

Таким образом, открытое акционерное общество акции которого не принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, не обязано при закупке за счет собственных средств металла и изделий из него совершать сделки на торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

 

2) В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 N 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее – «Указ №618») в порядке, определенном данным Указом и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее – «Постановление №1987») производятся только государственные закупки. В соответствии с той же нормой  к государственным закупкам относятся закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд.

Таким образом, закупка организацией металла и изделий из него, осуществляемая за счет собственных средств (то есть средств не указанных в пункте 1 Указа №618) не регулируется нормами Указа №618 и Постановления №1987 и осуществляется без проведения процедур закупок установленных данными нормативными актами.

 

Вопрос 2.

Предприятие (открытое акционерное общество, акции которого находятся в собственности физических лиц и юридических лиц негосударственной формы собственности) участвует в качестве претендента в проводимых заказчиками процедурах подрядных торгов и переговоров в строительстве. Заказчики проводят процедуры по выбору подрядчика в соответствии с «Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235. При исполнении договоров строительного подряда (в т.ч. на монтаж металлоконструкций), заключенных в результате торгов (переговоров), предприятие использует продукцию собственного производства. Строительство объектов финансируется как за счет собственных средств заказчика, так и за счет бюджетных средств.

Должна ли организация, проводить какие либо обязательные процедуры закупки для приобретения сырья (металла и металлопродукции) необходимого для собственного производства металлоизделий, которые используются для выполнения заключенных договоров строительного подряда?

В каких случаях подрядчик, выполняющий работы по договору строительного подряда обязан проводить процедуры закупки для приобретения строительных материалов, используемых для строительства объекта?

 

Ответ.

1. В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235 (далее – «Положение о торгах»), данное Положение регламентирует порядок размещения заказов при строительстве объектов, выполнении работ, оказании услуг и поставке товаров для строительства.

В соответствии с определением, данным в пункте 2 Положения о торгах, под понятием «товар», для целей Положения, понимается - оборудование, инвентарь, материал, изделие, конструкция и другие материальные вещи, приобретаемые для строительства объекта. То есть Положением о торгах установлено обязательное проведение специальных процедур закупок только для товаров, приобретаемых непосредственно для строительства объекта. При производстве каких-либо товаров, в том числе и тех которые будут использованы для строительства объектов, организация не осуществляет строительную деятельность, (не осуществляет строительство объекта).

В соответствии с Общегосударственным  классификатором Республики  Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды  экономической  деятельности» утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.12.2006 г. №65, производство готовых металлических изделий имеет код группировки 28. В частности производство строительных металлоконструкций имеет код группировки 28111, а производство строительных металлических изделий – код 28120. В соответствии с тем же классификатором строительство, как вид деятельности, имеет код группировки 45.

Таким образом, закупка сырья (металла и металлопродукции) необходимого для осуществления собственного производства металлоизделий, в том числе и тех изделий, которые используются для выполнения заключенных договоров строительного подряда, не относится к деятельности по строительству объектов, или поставке товаров для строительства. В данном случае имеет место закупка организацией сырья и материалов для собственного производства, которая Положением о торгах не регламентируется.

 

2. Положением о торгах установлен ряд случаев, когда заказчик обязан провести торги либо процедуру переговоров при закупке товаров для строительства:

1) В соответствии с пунктом 4 Положения о торгах, если проведение подрядных торгов на строительство объекта является обязательным, при стоимости строительства 3000 базовых величин и более, и финансировании строительства за счет бюджетных и приравненных к ним средств, то торги проводятся и при размещении необходимых для этих объектов заказов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью 3000 базовых величин и более. Исключение составляют товары, производимые организациями Республики Беларусь по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.

2) В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 10 Положения о торгах, при строительстве объектов стоимостью 3000 базовых величин и более, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, для размещении заказов на поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью каждого их вида менее 3000 базовых величин, необходимых для строительства этих объектов проводятся процедуры переговоров.

3) В соответствии с абзацем третьим части первой пункта 10 Положения о торгах переговоры также проводятся при размещении заказов на приобретение товаров, необходимых для строительства объектов стоимостью менее 3000 базовых величин, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств.

4) В соответствии с частью второй пункта 10 Положения о торгах процедуры переговоров для заключения договоров на поставку товаров для строительства также проводятся в случаях:

-   поставки товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

-   использования подрядчиком - победителем подрядных торгов товаров, являющихся продукцией собственного производства либо его дочерних унитарных предприятий, дочерних и зависимых обществ.


Вопрос 3.

Организация (подрядчик) выполняет для заказчиков работы по гражданско-правовым договорам строительного подряда (монтаж металлоконструкций). Контрактная цена таких договоров включает в себя как стоимость выполняемых организацией работ, так и стоимость монтируемых металлоконструкций. Металлоконструкции являются продукцией собственного производства организации (подрядчика). Часть таких договоров оплачивается заказчиками за счет средств местных или республиканского бюджетов.

Для производства металлоконструкций организация-подрядчик производит закупки сырья (металла и металлопродукции). Закупка сырья оплачивается с расчетного счета организации-подрядчика, в том числе и за счет средств, полученных ей от заказчиков (бюджетных организаций) по гражданско-правовым договорам. Являются ли такие закупки закупками за счет собственных средств организации, или их следует квалифицировать как государственные закупки?

 

Ответ.

В соответствии с разъяснениями, которые даны Министерством экономики Республики Беларусь (ответ от 13.03.2009 на вопрос №333, размещенный на официальном интернет-сайте Министерства экономики http://w3.economy.gov.by) средства, получаемые исполнителем за исполнение гражданского правового договора, являются его собственными средствами. Следовательно, закупка за счет этих средств не является государственной. Закупки же заказчика за счет средств, получаемых им из бюджета, относятся к государственным.

 

Кроме того, вопросы оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств регулируются «Инструкцией о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств» утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 №66 (в редакции от 28.11.2008) (далее – «Инструкция»).

В соответствии с разъяснениями, которые дает Министерство финансов Республики Беларусь, согласно Бюджетному кодексу получатель бюджетных средств - это бюджетная или иная организация, физическое лицо, имеющие право на получение бюджетных средств на соответствующий год.

Получатели бюджетных средств имеют право на использование бюджетных средств предоставленных им в соответствии с утвержденной бюджетной росписью.

На расчеты по гражданско-правовым договорам юридических лиц, не внесенных в бюджетную роспись, действие Инструкции не распространяется.

 

Таким образом, закупка сырья и материалов за счет средств полученных подрядчиком по гражданско-правовым договорам не является государственной закупкой.

М.В. Бенсман.

Ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»

 

Назад к списку