• адрес г. Минск, ул. К. Чорного, д. 31-99в.   E-mail: lcb@lcb.by

  • тел./факс (017) 280-30-05

  • тел. +375 29 331-76-18

Разрешение разногласий, возникающих при проведении процедур государственных закупок

Разрешение разногласий, возникающих при проведении процедур государственных закупок

Порядок разрешения разногласий при проведении процедур государственных закупок

Разрешение разногласий, возникающих при
проведении процедур государственных закупок

 

Порядок разрешения разногласий при проведении процедур государственных закупок регулируется главой 9 Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее – «Положение о закупках»), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок». Напомним, что первоначально Положение о закупках содержало всего один пункт номер 13, которым было определено, что в случае нарушения установленного законодательством порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) участник вправе был обжаловать действия (бездействие) и решения заказчика, конкурсной комиссии и (или) ее членов в установленном законодательством порядке.

В последствии Советом Министров было принято постановление №387 от 30 марта 2009 г. «О внесении изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987» (далее – «Постановление №387»), которое ввело в Положение о закупках отдельную главу, более подробно регламентирующую порядок разрешения разногласий, возникающих в процессе проведения государственных закупок.

В действовавшем до 19 января 2009 года Положении о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №529 «О государственных закупках», также содержался аналогичный раздел. Однако порядок разрешения разногласий, установленный ныне действующим Положением о закупках, имеет существенные отличия. Рассмотрим действующий в настоящее время порядок обжалования действий заказчика участниками процедур закупок.

В соответствии с нормами пункта 137 Положения о закупках, по общему принципу, жалоба на действия (бездействие) и решения заказчика может быть подана либо руководителю заказчика, либо в вышестоящий орган, которому заказчик подчинен. Кроме того, разумеется, действия заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом предварительное их обжалование руководителю заказчика или в вышестоящий орган не требуется. Решения по жалобе участника, вынесенные руководителем заказчика и вышестоящего органа, также могут быть обжалованы в судебном порядке. Таким образом, участник имеет право самостоятельного выбора способа защиты своих прав - обжаловать действия заказчика путем подачи жалобы вышестоящим должностным лицам или органам, либо подавать жалобу в судебном порядке.

Участникам следует помнить, что в соответствии с пунктом 138 Положения о закупках жалоба руководителю заказчика либо в вышестоящий орган может быть подана только до заключения договора по результатам процедуры закупки. Кроме того, в случае подачи участником жалобы одновременно руководителю заказчика и в вышестоящий орган, рассматриваться такая жалоба будет только вышестоящим органом. При получении уведомления о поступлении жалобы в вышестоящий орган руководитель заказчика, в соответствии с пунктом 140 Положения о закупках, обязан прекратить рассмотрение жалобы. Также рассмотрение жалобы будет прекращено в случае заключения договора по результатам процедуры закупки, однако, как сказано выше, участник сохраняет в этом случае возможность обратиться в суд за защитой свих прав.

В отличие от ранее действовавшего порядка теперь Положение о закупках содержит ряд обязательных требований к оформлению подаваемой жалобы. В соответствии с пунктом 141 жалоба подается в письменной форме и должна содержать:

-   наименование и юридический адрес заказчика или вышестоящего органа, в который направляется жалоба;

-   полное наименование организации и ее юридический адрес либо фамилию, имя и отчество физического лица, данные о его месте жительства, которыми подается жалоба;

-   наименование и юридический адрес заказчика, фамилии его руководителя и члена комиссии, действия (бездействие) или решение которых обжалуются;

-   наименование и юридический адрес (фамилия, имя, отчество и место жительства) участников, при наличии у лица подающего жалобу таких сведений;

-   вид процедуры закупки, источник ее финансирования;

-   мотивы (основания) жалобы с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству действий (бездействия), решений заказчика, его руководителя, члена комиссии;

-   фамилию, собственное имя, отчество и подпись подающего жалобу участника, заверенную печатью организации (в случае если такой участник – организация).

Дополнительно участник вправе приложить к жалобе копии решений (писем), принятых (данных) заказчиком, а также иные документы, необходимые, по его мнению, для рассмотрения жалобы.

Участникам следует иметь в виду, что в согласно норме пункта 142 Положения о закупках жалоба, не соответствующая указанным требованиям, может быть оставлена без рассмотрения. Уведомление об этом с указанием причин оставления жалобы без рассмотрения в пятидневный срок должно быть направлено обратившемуся с жалобой участнику.

Как и в соответствии с ранее действовавшим порядком при получении жалобы руководитель заказчика или вышестоящий орган обязаны приостановить проведение процедуры закупки. Руководитель заказчика, в соответствии с пунктом 143 Положения о закупках, вправе приостановить процедуру на срок до семи рабочих дней со дня поступления жалобы, а вышестоящий орган - на срок до четырнадцати календарных дней со дня получения заказчиком уведомления о приостановлении процедуры закупки. При необходимости руководитель заказчика и вышестоящего органа вправе продлить вышеуказанный срок до разрешения жалобы, но на общий срок не более тридцати календарных дней. Однако в случае если Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь установлены сроки проведения процедуры закупки, не позволяющие осуществить ее в случае такого приостановления, приостановление процедуры закупки не применяется. Решение с обоснованием необходимости продолжения процедуры закупки принимается руководителем заказчика или вышестоящим органом и приобщается к справке о процедуре закупки. Участник вправе обжаловать такое решение в судебном порядке.

При получении жалобы заказчик или вышестоящий орган в течение трех рабочих дней уведомляют письменно участников и государственные органы, интересы которых затронуты (могут быть затронуты) в результате рассмотрения жалобы, о ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. Если жалоба поступила непосредственно в вышестоящий орган,  то уведомление о ней и о приостановлении либо неприостановлении процедуры закупки вышестоящий орган направляет также заказчику. Следует иметь в виду, что, согласно пункту 145 Положения о закупках, участник не принявший участие в рассмотрении жалобы впоследствии лишается права подачи аналогичной жалобы по данной закупке. В рассмотрении жалобы также имеет право участвовать любой государственный орган, интересы которого затронуты  или могут быть затронуты в результате рассмотрения жалобы.

Сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решения установлены пунктом 147 Положения о закупках. Так жалоба с принятием решения должна быть рассмотрена в течение сроков, установленных частями первой и второй пункта 143 Положения.

Решение по жалобе принимается в письменной форме. Оно в обязательном порядке должно содержать обоснование мотивов принятия решения и меры, направленные на удовлетворение изложенных требований в случае полного или частичного удовлетворения жалобы. Руководителем заказчика либо вышестоящего органа могут быть приняты одно либо несколько из нижеуказанных решений. Так они вправе:

-   обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие Положению;

-   полностью или частично отменить незаконное решение. При этом они не вправе принять решение о расторжении договора после его заключения;

-   обязать заказчика возместить убытки, понесенные участником, подавшим жалобу, в связи с участием в процедуре закупки и в результате незаконного действия (бездействия) либо решения заказчика, комиссии и (или) ее членов;

-   распорядиться о прекращении процедуры закупки и обязать заказчика провести повторную процедуру закупки;

-   признать жалобу необоснованной;

-   разрешить заключение договора в определенные заказчиком сроки, если Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь или вышестоящим органом установлены сроки проведения процедуры закупки, не позволяющие осуществить ее в случае приостановления.

В течение трех рабочих дней с даты вынесения решения оно направляется подавшему жалобу участнику, заказчику, другим участникам и государственному органу, принявшим участие в разрешении жалобы.

В соответствии с пунктом 151 Положения о закупках, участники вправе обжаловать действия (бездействие) и решения заказчика комиссии и ее членов, руководителя заказчика либо вышестоящего органа в судебном порядке на любом этапе осуществления закупки. Завершение процедуры закупки, при этом, не лишает участников права на обращение в суд, за защитой нарушенных прав. В связи с этим, представляется необходимым напомнить заказчикам, что согласно ст. 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – «ГК РБ») торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Поскольку в соответствии с пунктом 4 ст. 417 ГК РБ конкурс является одной из разновидностей процедур торгов, в случае если, судом будут установлены факты, свидетельствующие о нарушении установленного порядка его проведения, такой конкурс, по иску участника, может быть признан недействительным. Соответственно, в случае удовлетворения судом иска участника, договор, заключенный заказчиком по результатам конкурса, также будет являться недействительным.

 

М.В. Бенсман

Ведущий юрисконсульт

ООО «Юридическо-консалтинговое

бюро Кунцевич и партнеры»

Назад к списку