• адрес г. Минск, ул. К. Чорного, д. 31-99в

  • тел./факс (017) 280-30-05

  • тел. +375 29 331-76-18

Конкурсные закупки в 2009 году

Конкурсные закупки в 2009 году

С января текущего года значительно изменился порядок проведения конкурсных закупок...
   
            Указом №618 было отменено ранее действовавшее ";Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь"....
 
Какие же нововведения появились теперь в этой сфере?

Закупки на конкурсной основе в 2009 году. Что нового?
     С января текущего года значительно изменился порядок проведения конкурсных закупок. Изменения коснулись как государственных закупок, которые в настоящее время регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее – «Указ №618») и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее – «Постановление № 1987»), так и закупок за счет собственных средств организаций. Безусловно применение нового порядка проведения закупок вызывает много вопросов о практике его применения. На некоторые из них мы ответим в данной публикации.
Указом №618 было отменено ранее действовавшее «Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь», утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №529 «О государственных закупках». Вместо него Совет Министров своим Постановлением № 1987 утвердил «Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь» (далее – «Положение о госзакупках»). Таким образом, порядок проведения государственных закупок регулируется, в настоящее время, данным нормативным актом.
Какие же нововведения появились теперь в этой сфере?
    
 В первую очередь следует обратить внимание на то, что, в отличии от ранее действовавшего законодательства о государственных закупках, данные нормативные акты содержат нормы регулирующие вопросы изменения условий договоров, заключенных по результатам процедур закупок.
   Так абзацем третьим части первой пункта 9 Указа №618 введен запрет на изменение условий договора на государственную закупку, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных, инновационных фондов (далее – «бюджетные средства») либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, если иное не предусмотрено в актах Президента Республики Беларусь, законах Республики Беларусь и постановлениях Совета Министров Республики Беларусь. Исходя из предоставленного ему права Совет Министров подпунктом 2.1. Постановления №1987 установил два исключения из вышеуказанного запрета. В соответствии с данной нормой заказчик, организатор, уполномоченная организация в ходе проведения процедуры государственной закупки вправе в пределах средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также из государственных внебюджетных и инновационных фондов, увеличивать (уменьшать) до 10 процентов объем данной закупки, а также ее стоимость, указанную в договоре, в связи с изменением стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть в начале процедуры этой закупки, а также изменением законодательства.
  
Как разъяснило Министерство экономики в своем письме от 16.02.2009 г. № 31-01-08/860, данная норма предоставила организации, проводящей процедуру государственной закупки, право увеличивать (уменьшать) до 10 процентов объем данной закупки, против указанного в приглашении к участию в процедуре и предложениях участников, но только в ходе процедуры выбора поставщика, подрядчика, исполнителя, и до заключения договора. При этом право заказчика, организатора, уполномоченной организации на это должно быть закреплено в документах по приглашению к участию в процедуре закупки.
  
Кроме того, эта же норма предоставила право организациям, проводящим процедуру государственной закупки, изменять стоимость, указанную в заключенном по результатам процедуры закупки договоре. Как разъяснило Министерство экономики, после начала исполнения договора допускается его изменение путем подписания дополнительного соглашения к договору, подлежащего представлению в орган государственного казначейства (обслуживающий банк). При этом заказчик (уполномоченная организация) должен обеспечить глубокий анализ предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении стоимости закупки, в том числе прилагаемых в качестве обоснования расчетов. В ходе проведения анализа должны учитываться:
  
соблюдение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) законодательства о ценообразовании, обоснование им наличия оснований, приведенных в подпункте 2.1. пункта 2 постановления №1987 (в том числе по причине изменения валютного курса);
  
результаты проведенного маркетингового изучения рынка в целях оценки предлагаемого изменения стоимости в корреспонденции с ценами (тарифами) на товары, (работы, услуги), значениями надбавок, взимаемых торговыми организациями - посредниками, на дату поступления предложения;
  
возможные материальные и временные расходы в связи с прекращением исполнения договора (при отказе от предложения об изменении стоимости) и проведением новой процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) на новых условиях рынка.
  
В случае предложения о повышении стоимости заказчик (уполномоченная организация) в переговорах с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должны настаивать на ее минимальном повышении.
   
Следует иметь в виду, что допускаемое к оформлению дополнительным соглашением увеличение стоимости закупки, после начала исполнения договора, связанное с увеличением (количественного) объема закупки осуществляется только по итогам новой процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), проведенной в соответствии с требованиями Указа №618 и Постановления №1987.
   
Что касается расторжения договора, заключенного по результатам процедуры государственной закупки, по инициативе заказчика (уполномоченной организации), или с его согласия с соразмерным для обеих сторон договора объемом его исполнения, то, как разъяснило Министерство экономики, такое расторжение не регламентируется Постановлением №1987 и Указом №618.
   
19 января 2009 г. Совет Министров своим постановлением от №53 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987» внес важное дополнение в Постановление №1987. Пункт 2 постановления был дополнен подпунктом 2.3. в соответствии с которым государственные закупки за счет бюджетных средств теперь могут осуществляться только у поставщиков, являющихся производителями товаров, а также их официальных торговых представителей, реализующих товары в соответствии с договорами (соглашениями) с этими производителями.
   
В связи с этим Министерство экономики разъяснило, что под официальным торговым представителем производителя товаров следует понимать субъекта предпринимательской деятельности, реализующего продукцию производителя на основании какого-либо уполномочия этого производителя по представлению его интересов (его товаров) при продаже (в торговле), выраженного в официальной форме в виде:
  
отдельного подписанного сторонами договора (соглашения);
  
отдельной нормы иного договора, по которому осуществляется передача товара; 
  
использования упомянутым представителем выданных (согласованных) производителем документов, именуемых как письма, доверенности, сертификаты и т.п.
  
При этом уполномочие производителя должно содержать наименование субъекта предпринимательской деятельности, у которого предполагается осуществление государственной закупки.
   
При закупке комплекта (комплекса) оборудования допускается наличие упомянутых документов на части комплекта (комплекса), составляющие по стоимости в сумме не менее половины всей стоимости комплекта (комплекса).                                                                                                                                                   Продолжение следует.

Назад к списку