• адрес г. Минск, ул. К. Чорного, д. 31-99в

  • тел./факс (017) 280-30-05

  • тел. +375 29 331-76-18

Вопросы изменения порядка проведения государственных закупок

Вопросы изменения порядка проведения государственных закупок

Указом Президента Республики Беларусь № 618 от 17 ноября 2008 года "О государственных закупках в Республике Беларусь" (далее  Указ № 618  были внесены значительные изменения в порядок организации и проведения закупок за счет бюджетных и приравненных к ним средств. Кроме того, внесены существенные изменения в порядок осуществления закупок бюджетными организациями. Данные изменения вступят в силу в январе 2009 года. На какие вопросы следует обратить внимание, в преддверии вступления в силу нового порядка осуществления таких закупок?


Указом Президента Республики Беларусь № 618 от 17 ноября 2008 года «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее – «Указ № 618») были внесены значительные изменения в порядок организации и проведения закупок за счет бюджетных и приравненных к ним средств. Кроме того, внесены существенные изменения в порядок осуществления закупок бюджетными организациями. Данные изменения вступят в силу в январе 2009 года. На какие вопросы следует обратить внимание, в преддверии вступления в силу нового порядка осуществления таких закупок?


 Какие изменения коснутся порядка осуществления закупок бюджетными организациями?


 Указом № 618 кардинально изменяется подход к закупкам, осуществляемым бюджетными организациями. Ранее, в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 Указа № 529, любые закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые бюджетными организациями, являлись государственными закупками. Теперь же, в соответствии с пунктом 1 Указа № 618, государственными закупками являются только закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд. Таким образом, закупки, осуществляемые бюджетными организациями за счет средств не указанных в пункте 1 Указа № 618 (далее – «собственные средства»), после вступления в силу данного Указа не будут являться государственными закупками, и подпадать под действие его норм.
    
Таким образом, очевидно, что при осуществлении бюджетными организациями закупок за счет собственных средств, после вступления в силу Указа № 618, их необходимо будет осуществлять в соответствии с порядком, установленным для закупок за счет собственных средств организаций, имущество которых находится в государственной собственности.
    
В настоящее время такие закупки регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1894 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)». В соответствии с данным постановлением закупки организациями, имущество которых находится в государственной собственности, на сумму 50000 базовых величин и более проводятся с применением конкурсов и процедур закупок из одного источника в соответствии с нормами Указа №529, и с особенностями, установленными указанным постановлением. Закупки меньшей стоимости осуществляются в соответствии с порядком, установленным в организации соответствующими локальными нормативными актами. В том случае если аналогичный порядок будет сохранен и в будущем году, следует настоятельно рекомендовать руководителям бюджетным организациям обеспечить разработку и утверждение в организации соответствующего локального нормативного акта устанавливающего порядок осуществления в организации закупок на конкурсной основе.


 Изменятся ли установленные величины ориентировочной стоимости закупок применяемые для выбора процедуры закупки?


 Указ № 618 сохранил ранее действовавшие величины ориентировочной стоимости закупок применяемые для выбора той или иной процедуры закупки. Изменилась лишь минимальная стоимость закупки, при которой применяются процедура оформления конкурентного листа и процедура закупки из одного источника. Так если ранее такие процедуры применялись для закупок с ориентировочной стоимостью начинающейся от 30 базовых величин, то теперь минимальная ориентировочная стоимость такой закупки составляет 50 базовых величин. Не секрет, что при приобретении товаров (работ, услуг), имеющих небольшую стоимость, проведение установленных процедур закупок порой влечет неоправданную трату рабочего времени работников организации и неоправданное увеличение документооборота. Данное изменение позволит организациям приобретать товары (работы, услуги), имеющие стоимость до 50 базовых величин, без проведения установленных процедур закупок.

Однако следует иметь в виду, что норма части второй пункта 3 Указа № 618 сохранила ранее действовавший запрет, при определении применяемой процедуры закупки, разделять на отдельные части закупки однородных товаров (работ, услуг), включенных в годовой план государственных закупок.


 Измениться ли перечень государственных закупок, которые проводятся без применения установленных Указом процедур?


 Пунктом 4 Указа № 618 определен перечень государственных закупок которые проводятся без применения установленных Указом процедур закупок и порядок осуществления которых определяется заказчиком самостоятельно в соответствии с гражданским законодательством, либо регулируется не Указом № 618, а иными актами законодательства. Данный перечень частично совпадает с аналогичным перечнем, содержащимся в пункте 2 действующего в настоящее время Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом №529. Однако он значительно расширен. Так, например, в него включены закупки:

-   входных билетов на право посещения парков культуры и отдыха, природных заповедников, национальных парков, ботанических садов, зоопарков, театральных и цирковых представлений, фестивалей, концертов, творческих конкурсов, иных театрально-зрелищных мероприятий, музеев, музеев-заповедников, картинных, художественных галерей и галерей искусств, выставочных залов, панорам, спортивных мероприятий;

-   образовательных услуг;

-   товаров (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства при государственной поддержке, оказываемой за счет республиканского и местных бюджетов в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства;

-   недвижимого имущества;

-   товаров (работ, услуг) для собственного производства коммерческими организациями как с иностранными инвестициями, так и без таких инвестиций, созданными (за исключением созданных путем реорганизации) с 1 апреля 2008 г., которые находятся и осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь, кроме случаев, когда такие коммерческие организации осуществляют деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, или относятся к организациям, названным в подпункте 1.8 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)»;

-   нефти и природного газа, а также товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых относится к сфере деятельности субъектов правомерных монополий;

-   коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов), услуг связи (кроме сотовой подвижной электросвязи);

-   за счет средств инновационных фондов у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подчиненных тому же вышестоящему органу (входящих в состав того же вышестоящего органа), что и заказчик, и производящих отчисления в инновационные фонды, товаров (работ, услуг) их собственного производства;

-   услуг по обязательным видам страхования, а также ряд других закупок.


 Сохраняться ли требования о согласовании применяемых процедур закупок с вышестоящими органами и органами госуправления?


 Указ № 618 предоставляет большую самостоятельность организациям при проведении процедур государственных закупок. Так отменяется действовавшее ранее требование о согласовании в установленных случаях заданий на закупку и решений о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) с Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, комиссией по повышению конкурентоспособности экономики и вышестоящим органом, а также о проведении научно-технической экспертизы в Национальной академии наук Беларуси. Тем не менее, Указом сохранена возможность осуществления в определенных случаях централизованных государственных закупок по решению соответствующих государственных органов (государственных организаций).


 Что измениться в порядке заключения договоров по результатам проведенных процедур закупок?


Существенное нововведение на которое следует обратить внимание, установленно абзацем вторым пункта 9 Указа № 618. В соответствии с данной нормой при осуществлении государственных закупок не допускается изменение условий договора, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных, инновационных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества. Исключение из данной нормы могут быть установлены актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.


 Какая ответственность на работников организаций возлагается на руководителей организаций, председателей и членов конкурсных комиссий?


Частью второй пункта 9 Указа установлено, что председатель и члены комиссии, созданной для проведения государственных закупок, а также другие лица признанные виновными в нарушении требований и правил в сфере государственных закупок, причинившем ущерб государству, организациям или гражданам, будут нести дисциплинарную, административную, уголовную и (или) иную ответственность в соответствии с законодательством. Кроме того, частью третьей данного пункта Указа на руководителей государственных органов и государственных организаций, их заместителей возложена персональная ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности за необеспечение выполнения требований законодательства о государственных закупках.

 М.В. Бенсман

Назад к списку