В настоящей статье мы рассмотрим некоторые вопросы, возникающие у субъектов хозяйствования в процессе применения указанных нормативных актов.
Эффективность осуществления государственных закупок в Республике Беларусь, а также закупок осуществляемых организациями государственной формы собственности и хозяйственными обществами, в числе акционеров (участников) которых присутствует государство, находится под пристальным вниманием органов государственного управления и контролирующих органов.
Ведущий юрисконсульт М.В. Бенсман
Основными нормативными актами, регулирующими такие закупки, являются Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 529 "О государственных закупках" (далее - Указ №529), утвержденное данным Указом «Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь» (далее – Положение о госзакупках) и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2006 № 1633 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами» (далее - Постановление №1633).
В соответствии с указанными нормативными актами осуществление государственных закупок производится в соответствии с Положением о гос. закупках. В то же время при осуществлении закупок государственными унитарными предприятиями, государственными объединениями и хозяйственными обществами, указанными в пункте 1 Постановления №1633, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и порядком, установленным для государственных закупок Указом № 529, с учетом особенностей, предусмотренных данным Постановлением.
В настоящей статье мы рассмотрим некоторые вопросы, возникающие у субъектов хозяйствования в процессе применения указанных нормативных актов.
Для начала определимся с понятием «государственная закупка». В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 Указа № 529 государственными закупками признаются закупки, осуществляемые субъектами хозяйствования за счет средств (полностью или частично) республиканского и местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов, в том числе для государственных нужд. Также в соответствии с указанной нормой государственными закупками признаются любые закупки, осуществляемые бюджетными организациями.
Таким образом, любая закупка, осуществляемая субъектом хозяйствования за счет бюджетных или приравненных к ним средств, является государственной закупкой. При этом, как указанно в данной норме, даже в том случае, если при проведении закупки бюджетные и приравненные к ним средства используются только частично, пусть даже и в небольшом объеме, такая закупка все равно признается государственной и проводится в соответствии с Положением о госзакупках без учета норм Постановления 1633.
Как указано выше, в число средств, приравненных к бюджетным, входят средства внешних государственных займов. Однако следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 22.06.1998 N 170-З «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» внешние государственные займы - это внешние займы, по которым возникают обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта. Необходимо обратить внимание на последний вариант возникновения обязательств Республики Беларусь по внешним займам, а именно на случаи, когда государство выступает гарантом по внешним займам, получаемым субъектами хозяйствования. В этом случае средства, полученные по такому займу, приравниваются к бюджетным и соответственно закупка, осуществляемая за счет таких средств, подпадает под действие Положения о госзакупках.
Аналогичная ситуация возникает и с кредитами, льготируемыми за счет средств бюджетов. Нередки случаи, когда государство погашает за счет бюджетных средств, например, проценты по кредитам. Закупки, осуществляемые за счет таких кредитов, также подпадают под определение нормы подпункта 1.1. пункта 1 Указа № 529 и будут являться государственными.
Теперь рассмотрим вопрос, на кого распространяются нормы Постановления №1633. Для ответа обратимся к пункту 1 названного постановления. Частью первой данного пункта определено, что действие Постановления №1633 распространяется на государственные унитарные предприятия, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, а также на хозяйственные общества, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими обществами.
У субъектов хозяйствования часто возникал вопрос, что понимать под хозяйственными обществами, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими обществами?
Министерство экономики своим постановлением от 28 мая 2007 г. № 103 «О разъяснении вопросов осуществления закупок товаров (работ, услуг) в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1633» (далее – «Постановление № 103») разъяснило, что под такими хозяйственными обществами, следует понимать:
- хозяйственные общества, в которых введено особое право ("золотая акция") государства на участие в их управлении;
- хозяйственные общества, акции которых в объеме более 50 процентов уставного фонда принадлежат Республике Беларусь и (или) административно-территориальным единицам Республики Беларусь на праве собственности и (или) государственным юридическим лицам (республиканским и коммунальным унитарным предприятиям, в том числе казенным предприятиям, государственным объединениям и государственным учреждениям) на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
Здесь на наш взгляд следует дать небольшое пояснение в отношении хозяйственных обществ, в которых контрольный пакет акций (долей) принадлежит республиканским или коммунальным унитарным предприятиям. В соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности, а предприятию передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, и принадлежащий государственному унитарному предприятию пакет акций или долей какого- либо хозяйственного общества находится в собственности государства. Исходя из этого, очевидно, что хозяйственные общества, в которых контрольный пакет акций (долей) принадлежит республиканскому или коммунальному унитарному предприятию, обязаны руководствоваться при проведении закупок Постановлением №1633. Аналогично разрешается ситуация и с хозяйственными обществами, в которых контрольный пакет акций (долей) принадлежит государственным объединениям или государственным учреждениям.
Здесь следует обратить внимание еще на один немаловажный момент. Речь идет об организациях, в которых государство не имеет контрольного пакета акций (долей, вкладов, паев), однако которые входят в состав государственных концернов. Такие организации, включая и те, в которых государство вообще не имеет акций, долей и т.п., также обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Постановления 1633. Это вытекает из п.4 ст.123-2 Гражданского Кодекса, поскольку в соответствии с данной нормой решения концернов по вопросам, предусмотренным их уставами и соответствующими актами законодательства, являются обязательными для их участников.
Часть вторая пункта 1 Постановления №1633 содержит норму, на которую следует обратить внимание хозяйственным обществам акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, но при этом государство не обладает контрольным пакетом.
Данная норма предписывает таким хозяйственным обществам осуществлять закупки за счет собственных средств в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями этих хозяйственных обществ. Таким образом, данные хозяйственные общества обязаны принять решение о том, руководствоваться ли им при проведении закупок Постановлением №1633 или проводить закупки в соответствии с самостоятельно разработанной системой закупок.
Учитывая достаточно жесткую регламентацию порядка осуществления закупок, установленного Постановлением № 1633 и Положением о госзакупках, мы, как правило, рекомендуем таким предприятиям воспользоваться предоставленным им правом и разработать собственные системы осуществления закупок. Это позволяет с одной стороны максимально учесть специфику деятельности организации, реализовав проведение закупок с минимальными потерями времени. С другой стороны, использование системы закупок на конкурсной основе с участием созданных для их проведения комиссий позволяет повысить эффективность проводимых закупок и обеспечивает непредвзятый выбор наилучшего поставщика.
Достаточно длительная практика осуществления закупок на конкурсной (тендерной) основе убедительно показала, что для эффективного их применения и сокращения возможных ошибок при проведении, а соответственно снижения риска наложения штрафных санкций, организациям, проводящим большое число процедур закупок, необходимо разрабатывать на базе нормативных актов, о которых говорилось выше, собственные локальные нормативные акты, подробно регламентирующие проведение закупок. Это относится не только к тем организациям, которым предоставлено право применять собственные системы закупок, но и к тем, кто обязан проводить закупки в соответствии с требованиями Положения о госзакупках и Постановления 1633. Наличие такого документа позволяет четко регламентировать действия лиц, участвующих в проведении процедур закупок, обозначить границы их полномочий и ответственности, обеспечить единообразие в проведении процедур и существенно снизить вероятность совершения ошибок и применения к организациям и их персоналу штрафных санкций.
Безусловно, разработка в организации собственной системы закупок является достаточно трудоемким занятием, требующим специальных знаний и соответствующей подготовки. Однако имеющийся уже опыт показывает, что там, где были внедрены такие системы, существенно сокращается количество ошибок, допускаемых при организации и проведении процедур, а также количество времени, затрачиваемого на их подготовку.
ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»
Тел. (029) 331-76-18