• адрес г. Минск, ул. Веры Хоружей, дом 3, каб. 221
    E-mail:  m-bensman@rambler.ru

  • тел./факс +375 17 325-53-18
           (вн. 120)

  • тел. +375 29 331-76-18

Ограничение участия в закупках поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения

Ограничение участия в закупках поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения

Не так давно правительством нашей страны был принят ряд нормативных актов, устанавливающих серьезные ограничения по допуску поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения, к участию в процедурах государственных закупок и закупок проводимых юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, а также хозяйственными обществами, в уставных фондах которых имеются акции (доли) принадлежащие Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.

     Не так давно правительством нашей страны был принят ряд нормативных актов, устанавливающих серьезные ограничения по допуску поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения, к участию в процедурах государственных закупок и закупок проводимых юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, а также хозяйственными обществами, в уставных фондах которых имеются акции (доли) принадлежащие Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности. 

 Меры по стимулированию осуществления закупок отечественных товаров легкой промышленности 

      В целях стимулирования осуществления закупок отечественных товаров легкой промышленности, в порядке эксперимента, в 2016 году Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 25 марта 2016 г. N 245 (далее – Постановление №245) которым внесены некоторые изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. N 229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств" (далее – Постановление №229).
          Постановление №229 было дополнено пунктом 3-1, которым установлены особенности осуществления закупок товаров легкой промышленности в 2016 году. Также Постановление №229 дополнено приложением 4, которым определен перечень товаров иностранного происхождения, в отношении поставщиков которых устанавливаются такие особенности (далее - Перечень). Условия допуска поставщиков товаров, включенных в Перечень, к участию в конкурентных процедурах закупок за счет собственных средств в 2016 году, организациями осуществляющими закупки в соответствии с Постановлением №229 (далее – организации), определены подпунктом 3 1.2. Постановления №229. Какие же это условия?
       Согласно подпункту 3-1.2.1. Постановления №229 в случае проведения конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок заказчик (организатор), по общему правилу, отклоняет предложение поставщика, являющегося их участником, содержащее информацию о поставке товара, включенного в Перечень, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств. Однако из данной нормы есть исключения. Данное требование не распространяется на товары происходящие из Республики Армения, Республики Казахстан и Российской Федерации. Кроме того отклонение участников, предлагающих иностранные товары, является обязательным только при условии, что для участия в процедуре закупки подано не менее двух предложений участников предлагающих к поставке товар, происходящий из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан или Российской Федерации, соответствующих требованиям приглашения к участию в процедуре закупки, конкурсным (аукционным) документам, документам, представляемым участнику для подготовки предложения.
      Таким образом, в случае если для участия в процедуре закупки подано менее двух предложений на поставку товара происходящего из Республики Беларусь и вышеуказанных стран, либо в результате оценки участников и их предложений на предмет соответствия требованиям установленным заказчиком (организатором), к дальнейшему участию в закупке допущено менее двух таких предложений, отклонять предложения участников предлагающих товары происходящие из иных стран не требуется. 
     Подпунктом 3-1.2.2. Постановления №229 определены документы которыми участники могут подтвердить страну происхождения товара, включенного в Перечень. Такими документами являются:
 - сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан или Российской Федерации по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (далее - сертификат о происхождении товара формы СТ-1), в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в указанных Правилах;
 - сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой.
      Для подтверждения страны происхождения товара, включенного в Перечень, указанные документы должны быть включены участниками в состав их предложения. Следует отметить, что вышеуказанные сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 действуют в течение двенадцати месяцев с даты их выдачи и могут заполняться без указания количественных характеристик товара.
       Отдельной нормой подпункта 3-1.4. Постановления №229 определены требования к подготовке предложений участников представляемых в случае проведения электронного аукциона. Так для подтверждения того, что предлагаемые участником электронного аукциона товары происходят из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, первый раздел его предложения должен содержать заявление о стране происхождения товаров. При этом подтверждающий это сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или сертификат продукции собственного производства, выданные Белорусской торгово-промышленной палатой, должны содержаться во втором разделе предложения участника.
      Еще одной мерой, призванной стимулировать закупку товаров легкой промышленности производимых организациями, входящими в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности является новая редакция пункта 49 приложения 1 к Постановлению №229, определяющему перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие данного постановления. Так со 2 июля 2016 года, исходя из новой редакции данного пункта, нормы Постановления №229 не будут распространяться на закупки у организаций, входящих в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности, а также у организаций, оказывающих бытовые услуги в сельских населенных пунктах, следующих товаров собственного производства: пряжа, нитки швейные, ткани, материалы нетканые, изделия текстильные технические и производственные, текстильная галантерея, ковры и ковровые изделия, швейные и текстильные изделия готовые, полотна трикотажные машинного вязания, кожевенные товары, застежки-молнии, фарфоровая посуда.
     Также в целях стимулирования закупок товаров легкой промышленности производимых в Республике Беларусь подпунктом 2.1. Постановления №245 производителям Республики Беларусь, осуществляющим деятельность по производству товаров согласно приложению, с данному Постановлению рекомендовано обеспечивать в 2016 году закупки тканей происхождения из Республики Беларусь для использования при изготовлении швейных изделий в объеме не менее 25 процентов от общего объема закупок тканей. При этом под тканями происхождения из Республики Беларусь, в данном случае, понимаются товары, классифицируемые кодом 13.20 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 "Промышленная и сельскохозяйственная продукция", на которые выданы в установленном порядке сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или сертификат продукции собственного производства
      Кроме того подпунктом 2.2. Постановления №245 республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, а также облисполкомам, Минскому горисполкому, городским (городов областного подчинения), районным исполнительным комитетам совместно с Белорусским государственным концерном по производству и реализации товаров легкой промышленности рекомендовано проинформировать подчиненные (входящие в состав, систему) организации, а также организации без подчиненности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству товаров, указанных в приложении к данному постановлению, о рекомендации обеспечивать в 2016 году закупки тканей происхождения из Республики Беларусь для использования при изготовлении швейных изделий перечисленных в приложении, к данному Постановлению. Белорусскому государственному концерну по производству и реализации товаров легкой промышленности предписано до 1 июля 2016 г. довести до республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов информацию об ассортименте выпускаемых в Республике Беларусь тканей, местах их приобретения. Постановление (за исключением отдельных его норм) вступает в силу со 2 июля 2016 года. 

 Ограничение участия в закупках участников, предлагающих товары, допуск к закупкам которых подлежит согласованию с Комиссией по вопросам промышленной политики 

       Еще одно постановление принято Советом Министров Республики Беларусь в марте текущего года с целью стимулирования национального производства промышленной продукции и защиты внутреннего рынка. Это постановление № 225 от 21 марта 2016 г. (далее – Постановление №225). Данным постановлением также внесен ряд изменений и дополнений в Постановление №229. В частности Постановление № 229 дополнено приложением 3 и подпунктом 2.16., которым установлены некоторые ограничения на участие в закупках поставщиков предлагающих к поставке товары перечисленные в данном приложении. К участию в процедурах закупки товаров, указанных в приложении 3, стоимостью свыше 2000 базовых величин допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации. При этом для подтверждения страны происхождения товара участники вправе представить следующие документы:
     - сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Содружества Независимых Государств по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в указанных Правилах, в том числе для товаров Республики Беларусь;
      - сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Республики Беларусь для товаров Республики Беларусь;
      - сертификат о происхождении товара (или документ, его заменяющий), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) в государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, для товаров из этих государств.
      При этом такие документы должны быть выданы не ранее чем за 6 месяцев до их представления. Право выдавать вышеуказанные сертификаты для товаров Республики Беларусь Постановлением №225 предоставлено Белорусской торгово-промышленной палате.
       Следует отметить, что постановление №225 не устанавливает полного запрета на закупку организациями товаров, указанных в приложении 3 к Постановлению №229, происходящих не из вышеуказанных государств. В случае если стоимость приобретаемых таких товаров составляет сумму менее 2000 базовых величин, такая закупка может, как и ранее, осуществляться без ограничений. В случае же закупки товаров, названных в приложении 3 к Постановлению №229 и происходящих не из вышеуказанных государств, стоимостью свыше 2000 базовых величин, поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупки только после согласования такого участия с Комиссией по вопросам промышленной политики, образованной в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2015 г. N 525 "О Комиссии по вопросам промышленной политики". На этот момент следует обратить особое внимание.
      С момента вступления в силу данной нормы, еще большее значение приобретает вопрос надлежащего проведения маркетинговых исследований рынка, при закупке товаров включенных в приложение 3 к Постановлению №229. Принимая решение о проведении такой закупки организации, закупающей такие товары, необходимо заранее определить имеется ли в нашей стране или в вышеперечисленных государствах производство таких товаров, и имеется ли необходимость приобретения данных товаров, произведенных в иных государствах. При этом, для согласования с Комиссией по вопросам промышленной политики участия в процедурах закупки указанных товаров происходящих не из государств указанных в части первой подпункта 2.16. Постановления №229, организация, закупающая такие товары, обязана представить в государственный орган (государственную организацию) следующие документы:
    - заявление с обоснованием необходимости закупки товаров, производство которых отсутствует в государствах, указанных в части первой настоящего подпункта, с изложением информации о товарах и стоимости закупки;
    - заключение об отсутствии в Республике Беларусь производства аналогичных товаров, выданное уполномоченным на это Министерством промышленности.
      Государственный орган (государственная организация) обобщает данные документы и направляет их в Министерство торговли для дальнейшего их внесения на рассмотрение Комиссии по вопросам промышленной политики в соответствии с Положением о Комиссии по вопросам промышленной политики, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2015 г. N 525.
      Кроме того пункт 5-1 Постановления №229 дополнен частью второй в соответствии с которой облисполкомам и Минскому горисполкому предписано образовать комиссии по рассмотрению закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств и определить порядок согласования такими комиссиями решений по допуску участников к закупкам проводимым коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице или организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, в порядке, аналогичном установленному в подпункте 2.16 пункта 2 Постановления №229.
       Следует отметить, что Постановление №225 вступает в силу 30 июня 2016 года. 

 Изменение порядка допуска поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения к участию в процедурах государственных закупок. 

      Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. №206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (далее - Постановление №206) вводится ряд ограничений в части осуществления государственных закупок некоторых товаров. Напомним, что такое право Совету Министров предоставлено нормой подпункта 2.1 пункта 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года "О государственных закупках товаров (работ, услуг)".
       Постановлением №206 утвержден Перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок (далее – Перечень). Определенное Постановлением №206 условие допуска товаров иностранного происхождения, указанных в Перечне, и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок применяются в случае, если иностранным государством или группой иностранных государств в отношении таких товаров отечественного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, не установлен национальный режим.
      Так к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений допускается участник, предлагающий к поставке товар указанный в Перечне и не происходящий из Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан и Российской Федерации, только при условии если для участия в такой процедуре закупки подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из указанных государств. При этом, разумеется, предложения таких участников должны соответствовать требованиям приглашения к участию в процедуре государственной закупки, конкурсных (аукционных) документов и документам, представляемым участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.
      Например, на процедуру конкурса подали предложения три поставщика, из которых только один предлагает товар, происходящий из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан или Российской Федерации. В этом случае к участию в конкурсе допускаются все три поставщика представившие свои предложения.
      Если же, например, двое из трех поставщиков предлагают товары из Перечня, происходящие из вышеуказанных стран, а третий участник, предлагает иностранный товар происходящий из иной страны (не из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан или Российской Федерации), то в этом случае предложение такого участника отклоняется.
      Следует обратить внимание на то, что установленное Постановлением №206 условие допуска применяется только при проведении перечисленных в нем процедур государственных закупок, а именно: открытого конкурса, электронного аукциона и запроса ценовых предложений. Таким образом, применение данного ограничения при проведении прочих процедур государственных закупок (закрытый конкурс, биржевые торги, закупка из одного источника) не требуется.
       В соответствии с пунктом 2 Постановления №206, документом, подтверждающим страну происхождения товара, указанного в Перечне, для целей проведения процедур государственных закупок (открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан или Российской Федерации по форме, установленной в Правилах определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в указанных Правилах. При этом в нашей стране выдача и удостоверение сертификата о происхождении товара осуществляются Белорусской торгово-промышленной палатой и ее унитарными предприятиями. Такие сертификаты заполняются с учетом особенностей, определяемых Министерством торговли, и действуют в течение шести месяцев с даты их выдачи. Также следует обратить внимание на то, что с момента вступления в силу Постановления №206, а именно с 23.06.2016 утрачивает силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2014 г. N 816 "О некоторых вопросах регулирования в сфере государственных закупок отдельных товаров", ранее регулировавшее аналогичные вопросы допуска к участию в государственных закупках иностранных товаров. 

25 июля 2016 г.

 Адвокат Минской городской коллегии адвокатов
 Управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»
 М.В. БЕНСМАН, тел. (029) 331-76-18 

Назад к списку