• адрес г. Минск, ул. К. Чорного, д. 31-99в.   E-mail: lcb@lcb.by

  • тел./факс (017) 280-30-05

  • тел. +375 29 331-76-18

Вправе ли организация в одностороннем порядке аннулировать результат проведенной процедуры закупки, расторгнуть заключенный договор

Вправе ли организация в одностороннем порядке аннулировать результат проведенной процедуры закупки, расторгнуть заключенный договор

Открытое акционерное общество (доля принадлежащих государству акций в уставном фонде более 25 процентов)в конце прошлого года провела процедуру закупки за счет собственных средств. По результатам процедуры был заключен договор на приобретение комплектующих на следующий год. Цена товара, была согласована в иностранной валюте. В середине года предприятие предложило поставщику снизить цену, поскольку закупка по цене указанной в договоре стала невыгодной. На предложение поставщик ответил отказом, ссылаясь на то, что договор был заключен по результатам процедуры закупки и подлежит исполнению в полном объеме.

Вправе ли организация в одностороннем порядке аннулировать результат проведенной процедуры закупки, расторгнуть заключенный договор и провести новую процедуру закупки на оставшийся объем непоставленных в текущем году комплектующих? Порядок проведения закупок за счет собственных средств республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 N 229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств" (далее - Постановление).

Нормой п.п. 2.11. Постановления установлено, что организация вправе отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения в случаях отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменения предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки. Однако следует подчеркнуть, что такая отмена допускается только в период проведения процедуры закупки, т.е. до заключения договора.

Нормой 2.12. Постановления предусмотрены случаи, когда конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся, а именно если:
-    поступило менее двух предложений на участие в процедуре закупки;
-    в результате отклонения предложений их осталось менее двух;
-    отклонены все предложения, в том числе как содержащие экономически невыгодные для заказчика условия;
-    победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку;
-    до заключения договора на закупку проверкой уполномоченных органов (организаций) были выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы организацией в установленном порядке.

Как видно из данной нормы организация вправе признать процедуру несостоявшейся по причине того, что предложения содержат экономически невыгодные для заказчика условия только в период проведения процедуры закупки и при условии отклонения по указанной причине всех представленных предложений.

Постановление не содержит норм предоставляющих организации право в одностороннем порядке отменить результат процедуры закупки признанной состоявшейся, и по итогам которой заключен договор.

Согласно частям 2 и 4 подп. 2.1 п. 2 Постановления требования к заключению и исполнению договоров на закупки, заключаемых по результатам процедур закупок за счет собственных средств, определяются организацией в порядке осуществления закупок за счет собственных средств (далее - Порядок закупок за счет собственных средств), который размещается в открытом доступе в информационной системе "Тендеры" на сайте информационного республиканского унитарного предприятия "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен".

Таким образом, организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать особенности заключения и исполнения договоров на закупку. Однако устанавливаемые организацией положения не должны противоречить соответствующим нормам гражданского законодательства, в частности нормам, установленным Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК).

Статьей 291 ГК установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, если иное не вытекает из законодательства или договора.

Нормой ст. 420 ГК определено, что изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными актами законодательства или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- при существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных ГК и иными актами законодательства или договором.

В качестве примера, можно привести норму ст. 421 ГК. В соответствии с с данной статьей сторона вправе потребовать изменения или расторжения договора в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. При этом изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если иное не предусмотрено договором, заключенным по результатам процедуры закупки, и законодательством, организация не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения такого договора.

Однако, любая из сторон договора вправе обратиться к другой стороне с предложением расторгнуть договор по соглашению сторон. В том числе и в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. В соответствии с п.2. статьи 421 ГК если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут или изменен судом по требованию заинтересованной стороны.

Однако это возможно только при наличии одновременно следующих условий:
- в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
- изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;
- исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
- из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.



Управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»
М.В. БЕНСМАН,
тел. (029) 331-76-18   сайт: www.lcb.by


Назад к списку