Одной из существенных проблем применения процедур государственных закупок является их «негибкость». Применение стандартных процедур, фактически нацеленных на выбор поставщика с использованием цены в качестве основного критерия, нередко становиться препятствием при осуществлении закупок нестандартных или специфических товаров, работ и услуг. Особенно сильно это проявляется при выборе услуг качество выполнения которых зависит от уровня личной квалификации специалистов исполнителя, их профессиональной подготовки. К таким закупкам, например, можно отнести выбор подрядчиков на выполнение научных работ, опытно-конструкторских разработок. Можно привести и более простые примеры - выбор аудиторской организации, выбор исполнителя для оказания рекламных, юридических, консультационных услуг. Наконец предприятию может понадобиться пригласить артистов для проведения юбилейного концерта или художника для оформления зала. Очевидно, что такие услуги требуют, в первую очередь оценки профессиональных качеств исполнителей, и их выбор не может основываться на цене как на основном критерии оценки.
Данная проблема присуща процедурам государственных закупок не только у нас в республике но и в других странах. В частности не менее остро она стоит и в Российской Федерации. Однако подходы к решению этой проблемы у нас и в российском законодательстве отличаются.
Как известно в Республике Беларусь основополагающим документом определяющим требования к выбору применяемой процедуры государственной закупки является Указ Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 №618 "О государственных закупках в Республике Беларусь" (далее – Указ №618). Пунктом 4 данного указа определен ряд случаев, когда определенные им процедуры закупок не применяются, а выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется либо в соответствии с общими нормами гражданского законодательства, либо в соответствии со специальными нормативными актами регулирующими данные закупки.
Перечень государственных закупок, порядок осуществления которых определяется заказчиком самостоятельно в соответствии с гражданским законодательством, без применения установленных Указом №618 процедур включает в себя закупки:
Кроме того п.п.4.2. Указа №618 определен перечень закупок порядок осуществления которых регулируется иными актами законодательства, проводимых по этой причине без применения определенных Указом конкурсных процедур. В их число входят следующие закупки:
Также в соответствии с абзацем пятым части первой пункта 3 Указа 618 при осуществлении государственных закупок возможно применение так называемой «процедуры закупки из одного источника», которая фактически конкурсной процедурой не является. Случаи ее применения установлены пунктом 134 «Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь» (далее - Положение о госзакупках), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 N 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее – Постановление 1987). Перечень таких случаев не велик. В частности данная процедура применяется в случаях, если:
Также возможность применения процедуры закупки из одного источника ряда товаров производимых белорусскими предприятиями предусмотрена абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2 Постановления 1987, в соответствии с которым заказчик, организатор, уполномоченная организация вправе в пределах средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, государственных внебюджетных и инновационных фондов осуществлять с применением процедуры закупки из одного источника закупку отдельных товаров (работ, услуг) у поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по перечню согласно приложению к данному постановлению.
Как видим в Республике Беларусь действует достаточно широкий перечень исключений из общего правила о проведении государственных закупок посредством применения установленных Указом 618 конкурсных процедур. Необходимо отметить, что существование такого перечня исключений объективно необходимо. Более того, представляется необходимым расширить данный перечень, включив в него закупки при которых выбор исполнителя зависит от уровня личной квалификации его специалистов и их профессиональной подготовки о которых мы говорили ранее.
Если проанализировать российский Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о госзакупках) то можно обратить внимание на то, что он практически не содержит исключений позволяющих проводить государственные закупки без применения установленных данным законом процедур. Тем не менее ряд закупок, которые нецелесообразно проводить посредством применения конкурсных процедур, в соответствии с данным законом, проводятся путем применения процедуры размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Однако несмотря на то, что в настоящее время перечень случаев при которых допускается применение такой процедуры в Российской Федерации состоит из 31 пункта, вопрос о размещении заказов при осуществлении, например, закупок инновационной, наукоемкой и технически сложной продукции по прежнему не решен. Способствует этому также и то, что, в отличии от белорусского Положения о госзакупках российский Закон о госзакупках фактически не предоставляет заказчику возможности провести предварительную оценку данных участников, до непосредственной оценки их предложений. Фактически российский Закон не позволяет заказчику оценить реальные возможности претендентов и обязывая выбирать участника только по цене его предложения.
Безусловно такая ситуация не могла устроить ни правительство Российской Федерации ни заказчиков и участников процедур государственных закупок. На протяжении длительного времени в России велась дискуссия о необходимости ввести в Закон некую исключительную процедуру закупки для отдельных случаев, когда применение стандартных процедур нецелесообразно. В частности этот вопрос поднимался и Министерство образования России, которое указывало на несовершенство Закона при заказе научных исследований. Такое же мнение высказали государственные корпорации "Роснано" и "Росатом" которые указывали на необходимость проведения предварительной оценки участников при размещении заказов на проведение опытно-конструкторских разработок. Однако против внесения таких поправок в закон выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая предлагала проводить оценку квалификационных данных претендентов только при заказе научных разработок. При этом ФАС предлагала прописать непосредственно в законе особый порядок госзаказа "инновационных" и "наукоемких" товаров, при условии, что Минэкономики сможет дать им исчерпывающее определение.
В августе текущего года Минэкономики России внесло предложение утвердить типовую процедуру госзаказа для товаров, на которые не будут распространяться требования Закона о госзакупках. Однако данное предложение не нашло поддержки в правительстве Российской Федерации.
В настоящее время Минэкономики подготовило новый законопроект по внесению изменений в Закон о госзакупках. Суть его состоит в предоставлении права Правительству Российской Федерации своим нормативным актом определять особенности размещения конкретного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе, в части установления требований к товарам (работам, услугам) и возможности отсрочки исполнения контрактов в будущих периодах при заключении контрактов в текущем периоде. Право на внесение в Правительство проекта соответствующего нормативного правового акта и его обоснования предоставляется Минэкономики по представлению данного проекта и обоснования самим заказчиком. При этом для внесения проекта в Правительство необходимо согласовать его не только в Минэкономики, но и в Минфине и ФАС.
Как представляется, предлагаемая процедура получения разрешения на установление особенностей проведения процедуры закупки является достаточно сложной и вряд ли найдет широкое применение. Тем более, что пункт 17-1 части 2 статьи 55 Российского Закона о государственных закупках уже содержит норму позволяющую осуществлять закупки путем применения процедуры размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) у поставщика (исполнителя, подрядчика), определяемого распоряжением Правительства Российской Федерации, в случаях установленных решениями или поручениями Президента Российской Федерации.
Таким образом предлагаемые Минэкономики России поправки в Закон о государственных закупках вряд ли решат проблему эффективности проведения процедур государственных закупок при размещении заказов на инновационную, наукоемкую и технически сложную продукцию, а также работ выбор исполнителя которых зависит от уровня личной квалификации специалистов подрядчика и их профессиональной подготовки.
М.В. БЕНСМАН,