Организация является инвестором и осуществляет строительство нескольких объектов на основании инвестиционного договора, заключенного в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь». Часть работ в рамках данного строительства планируется финансировать за счет бюджетных средств.
Какие процедуры выбора подрядчиков и поставщиков должен применять заказчик для строительства указанных объектов?
Вопрос.
Организация является инвестором и осуществляет строительство нескольких объектов на основании инвестиционного договора, заключенного в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь». Часть работ в рамках данного строительства планируется финансировать за счет бюджетных средств.
Какие процедуры выбора подрядчиков и поставщиков должен применять заказчик для строительства указанных объектов?
Ответ. 06.10.2016
Для определения подлежащей применению процедуры при выборе подрядчиков и поставщиков в рамках реализации инвестиционного проекта, следует учитывать ряд нормативных актов.
Так вопросы проведения государственных закупок в нашей стране регулируются законодательством о государственных закупках, в частности Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (далее – Закон 419-З), Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 590 (ред. от 03.06.2016) "О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 778 (ред. от 27.01.2016) "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" и рядом других нормативных актов.
Порядок выбора процедур закупок в строительной сфере урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 591 (ред. от 15.12.2014) "О проведении процедур закупок при строительстве" (далее – Указ №591).
Что касается вопросов заключения инвестиционных договоров в Республике Беларусь, то основным нормативным актом, в данной сфере, в настоящее время, является Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 (ред. от 12.11.2015) "О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь" (далее – Декрет №10).
Нормой абзаца пятого части первой подп. 3.1 п. 3 Декрета № 10 установлено, что в период действия инвестиционного договора, если иной период не предусмотрен в абзаце третьем подпункта 3.2 данного пункта, инвестор (инвесторы) и (или) организация имеют право на определение без проведения процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства, в том числе реконструкции, объектов, предусмотренных инвестиционным договором. Однако данное право не распространяется на осуществление государственных закупок товаров (работ, услуг).
В соответствии со ст.1 Закона 419-З государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.
Согласно норме ст. 2 Закона 419-З отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на государственную закупку, регулируются данным законом.
Таким образом, осуществление закупок финансируемых за счет бюджетных средств, должно осуществляться инвестором, действующим на основании инвестиционного договора заключенного в соответствии с Декретом №10, должно осуществляться путем проведения процедур определенных Законом 419-З, в порядке установленном данным законом.
Как указано выше, порядок выбора процедур закупок в строительной сфере регулируется Указом N 591. Однако, исходя из нормы абзаца пятого части первой подп. 3.1 п. 3 Декрета № 10, инвестор, осуществляющий строительство на основании инвестиционного договора, освобожден от обязанности проведения процедур закупок для выбора подрядчиков, разработчиков проектной документации, поставщиков товаров и исполнителей услуг для такого строительства.
Таким образом, проведение процедур закупок для выбора подрядчиков и поставщиков при строительстве такого объекта (строящегося на основании инвестиционного договора заключенного в соответствии с Декретом №10), когда данные закупки не финансируются за счет бюджетных средств, не требуется.