29.05.2017
Вопрос.
Пунктом 39 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 №88, предусмотрена возможность проведения торгов на закупку однородных товаров с делением на лоты. Вправе ли организатор торгов разрабатывать для данных лотов одну конкурсную документацию (все критерии оценки одинаковые)?
Ответ. 18.07.2016
Пунктом 39 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 №88 (далее – Положение №88) определено, что организатором подрядных торгов (торгов) могут размещаться заказы на закупку однородных товаров (выполнение однородных работ, оказание однородных услуг) при строительстве объектов в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов. В этом случае в конкурсной документации указываются однородные товары (работы, услуги), необходимые для строительства каждого объекта.
При этом, в соответствии с ч.2 данного пункта, организатор подрядных торгов (торгов) вправе проводить подрядные торги (торги) одновременно по нескольким лотам. В этом случае разработка конкурсной документации осуществляется по каждому из лотов.
Таким образом, в случае разделения предмета торгов на лоты, организатор подрядных торгов (торгов) обязан разработать и утвердить конкурсную документацию отдельно по каждому лоту.
25.07.2016
Не так давно правительством нашей страны был принят ряд нормативных актов, устанавливающих серьезные ограничения по допуску поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения, к участию в процедурах государственных закупок и закупок проводимых юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, а также хозяйственными обществами, в уставных фондах которых имеются акции (доли) принадлежащие Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.
30.12.2015
Организация, зарегистрированная в Российской Федерации, предоставила займ резиденту Республики Беларусь в рублях Республики Беларусь.
Вправе ли стороны по договору заключить дополнительное соглашение к договору займа об изменении валюты, в которой будет возвращаться займ на российские рубли?
Требует ли заключение такого договора займа получения разрешения национального банка Республики Беларусь.
01.12.2015
Открытое акционерное общество, более 25 % акций которого находятся в республиканской собственности, заключает договоры аренды автомобильной техники, оплачиваемые за счет собственных средств организации. Обязана ли организация проводить процедуры закупок, предусмотренные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств", для заключения таких договоров?
27.11.2015
В случае если биржевые торги, проведенные в установленном порядке, в соответствии с п.п. 1.5. п.1 Указа №591 и п. 49 Положения о закупках в строительстве признаны несостоявшимися по причине того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора, вправе ли организатор торгов воспользоваться нормой абз. 3. п.п. 1.6. п.1 Указа №591 и осуществить закупку путем проведения процедуры переговоров?
25.11.2015
Строительная организация осуществляет закупки стальной арматуры для строительства объекта, которая включена в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа", утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. N 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах». Стоимость такой закупки превышает 3 тыс. базовых величин. Общая стоимость строительства составляет сумму, превышающую 100 тыс. базовых величин. Строительство осуществляется за счет собственных средств заказчика. В каком порядке должна осуществляться закупка такого товара?
31.07.2015
Вправе ли Генеральный подрядчик на основании п. 1.8. Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 N 326 "О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень" осуществлять поставку товаров для строительства, а также определение организаций для выполнения работ (оказания услуг) по строительству объектов парка без проведения процедур, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 "О проведении процедур закупок при строительстве".
24.04.2015
Как правило, за нарушение действующего в Республике Беларусь порядка проведения закупок, применяется административная ответственность, установленная нормами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП). Однако в некоторых случаях нарушение установленных законодательством норм, регулирующих порядок проведения закупок, может повлечь ответственность и на сновании норм Уголовного кодекса.
18.11.2014
Вопрос: Организация частной формы собственности (доли в уставном фонде принадлежат физическим лицам и юридическим лицам частной формы собственности) осуществляет деятельность по строительству объектов.
1. Обязана ли такая организация при осуществлении закупок товаров для строительства руководствоваться нормами Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 591 "О проведении процедур закупок при строительстве" и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 N 88 "Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов"?
2. Вправе ли такая организация осуществлять закупку товаров для строительства на биржевых торгах ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа"?
18.11.2014
При создании в организации системы закупок на конкурсной основе неизбежно возникает вопрос, на кого из сотрудников предприятия следует возлагать обязанности по выполнению тех или иных функций заказчика, подлежащих выполнению при проведении процедур закупок.
25.06.2014
Договор аренды нежилых помещений
Договор аренды является основным документом, регулирующим отношения между арендодателем и арендатором. Именно поэтому так важно при заключении данного договора не только соблюсти все требования законодательства, но и учесть реальные обстоятельства, из которых исходят стороны, с тем, чтобы впоследствии, с одной стороны, избежать разногласий, а с другой – не быть привлеченным к ответственности в ситуации, когда условия договора добросовестно исполнялись, но законодательство, регулирующее арендные отношения было изменено.
31.01.2014
Вступивший в силу с января 2014 г. Указ Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590) внес ряд существенных изменений в действовавший до его принятия порядок осуществления государственных закупок.
02.03.2011
Вопрос.
Требуется ли прохождение водителями автомобилей предрейсовых медицинских обследований в случае выполнения организацией в которой они работают автомобильных перевозок только для собственных нужд.
10.01.2011
Одной из существенных проблем применения процедур государственных закупок является их «негибкость». Применение стандартных процедур, фактически нацеленных на выбор поставщика с использованием цены в качестве основного критерия, нередко становиться препятствием при осуществлении закупок нестандартных или специфических товаров, работ и услуг.
14.10.2010
Конкурентная борьба участников конкурсов при проведении государственных закупок порой приобретает столь острый характер, что толкает на нарушение требований законодательства о государственных закупках, как участников, так и самих заказчиков. Например, конкурсные комиссии нередко жалуются на то, что некоторые участники, при проведении конкурса на государственную закупку, заранее завышают цены своих предложений, а после вскрытия конвертов и оглашения условий предложений других участников, заявляют о снижении своей цены и требуют признать их победителями конкурса.
19.07.2010
Не так давно Советом Министров Республики Беларусь принято постановление №764 от 24 мая 2010 г. «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987» (далее – Постановление №764) которое влечет существенное изменение в порядок регулирования процедур закупок осуществляемых за счет собственных средств организациями в уставном фонде которых присутствует доля государственной собственности (далее - организации с долей госсобственности).
26.04.2010
Вопрос
Открытое акционерное общество, акции которого находятся в собственности физических лиц и юридических лиц негосударственной формы собственности выполняет работы на объекте строительства по договору субподряда, заключенного с генеральным подрядчиком. Строительство объекта финансируется за счет бюджетных средств. Часть материалов, используемых для выполнения работ, приобретается субподрядчиком за счет собственных средств.
Обязано ли данное ОАО, закупая материалы за счет собственных средств, осуществлять такие закупки путем проведения подрядных торгов в порядке установленном «Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235?
11.12.2009
Вопрос.
Организация, финансируемая за счет средств республиканского бюджета, намерена приобрести специализированный диагностический прибор. По результатам маркетинговых исследований проведенных Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в Республике Беларусь имеется только один производитель данного прибора. Закупка осуществляется за счет бюджетных средств. Ориентировочная стоимость закупки составляет сумму менее 1000 базовых величин. Вправе ли организация в данном случае, в соответствии с абзацем 5 подпункта 4.1 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», не применять процедуры закупок, предусмотренные данным Указом? Должна ли в этом случае применяться процедура закупки из одного источника?
08.12.2009
Вопрос.
Вправе ли организация участник процедуры конкурса, запроса ценовых предложений или процедуры подрядных торгов в строительстве включать в себестоимость продукции (работ, услуг) стоимость полученной у заказчика конкурсной документации или запроса ценовых предложений? Какими документами это регламентируется?
15.11.2009
Как известно в основу действующей системы государственных закупок в Республике Беларусь положен принцип выбора поставщиков на конкурсной основе. Конкурсный принцип выбора поставщика, построенный на сопоставлении предлагаемых несколькими претендентами условий, вынуждает поставщиков соревноваться между собой, за право заключить контракт с покупателем. В свою очередь такое соревнование, как правило, позволяет заказчику получить в результате наиболее выгодные условия поставки. Этот же принцип выбора поставщиков используется, в той или иной степени, при проведении государственных закупок практически во всех странах, где такие закупки осуществляются. Отличия состоят, как правило, только в порядке организации процедур таких закупок. Однако ни для кого не секрет, что, несмотря на использование конкурсного принципа выбора поставщиков при проведении государственных закупок, в этой сфере периодически выявляются факты коррупции или просто неэффективного использования выделенных средств. Причем такие факты, в больших или меньших объемах, выявляются практически во всех странах. Например, не так давно в одном из российских журналов были опубликованы данные анализа, проведенного Национальной ассоциацией участников электронной торговли. Согласно этим данным потери, понесенные бюджетом Российской Федерации, в виде так называемых «откатов» чиновникам, при проведении государственных закупок, в 2008 году составили порядка 364 млрд. российских рублей из отпущенных на эти цели 4,2 трлн., то есть около 9 % выделенных средств. По мнению же посредников работающих в этой сфере, средний «откат» составляет еще более впечатляющие цифры – от 30 до 40% суммы заказа. Что же является причиной того, что несмотря на использование конкурсного принципа выбора поставщиков система государственных закупок позволяет допускать такие злоупотребления? Специалисты Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития России, считают, что основная проблема заключается в недостаточной открытости и прозрачности применяемых процедур закупок. С этим нельзя не согласиться. Очень показательными являются такие факты.
22.09.2009
Порядок размещения заказов на поставку товаров для строительства объектов в Республике Беларусь установлен Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов (далее – Положение о подрядных торгах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов». Однако, не смотря на длительный срок применения данного нормативного акта, по прежнему нередко у субъектов хозяйствования возникают вопросы, связанные с приобретением оборудования при проведении строительства или реконструкции объектов.
07.08.2009
С целью оказания государственной поддержки товарам (работам, услугам) белорусского производства при проведении государственных закупок 29 июня 2009 г. Совет Министров принял постановление № 856 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987 (далее – «Постановление №856») которым изменил порядка применения преференциальной поправки при проведении процедур государственных закупок.
07.08.2009
Вопрос: Предприятие (открытое акционерное общество, акции которого находятся в собственности физических лиц и юридических лиц негосударственной формы собственности) участвует в качестве претендента в проводимых заказчиками процедурах подрядных торгов и переговоров в строительстве. Заказчики проводят процедуры по выбору подрядчика в соответствии с Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 N 235 "Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов". При исполнении договоров строительного подряда (в т.ч. на монтаж металлоконструкций), заключенных в результате торгов (переговоров), предприятие использует продукцию собственного производства. Строительство объектов финансируется как за счет собственных средств заказчика, так и за счет бюджетных средств.
07.08.2009
Вопрос: Организация (подрядчик) выполняет для заказчиков работы по гражданско-правовым договорам строительного подряда (монтаж металлоконструкций). Контрактная цена таких договоров включает в себя как стоимость выполняемых организацией работ, так и стоимость монтируемых металлоконструкций. Металлоконструкции являются продукцией собственного производства организации (подрядчика). Часть таких договоров оплачивается заказчиками за счет средств местных или республиканского бюджетов. Для производства металлоконструкций организация-подрядчик производит закупки сырья (металла и металлопродукции). Закупка сырья оплачивается с расчетного счета организации-подрядчика, в том числе и за счет средств, полученных ей от заказчиков (бюджетных организаций) по гражданско-правовым договорам. Являются ли такие закупки закупками за счет собственных средств организации, или их следует квалифицировать как государственные закупки?
06.08.2009
Порядок размещения заказов при закупках работ, услуг и товаров для строительства регулируется «Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (далее – «Положение о торгах»), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов». Для размещения таких заказов указанное Положение предусматривает две процедуры: подрядные торги и переговоры.
07.06.2009
Порядок разрешения разногласий при проведении процедур государственных закупок регулируется главой 9 Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее – «Положение о закупках»), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок». Напомним, что первоначально Положение о закупках содержало всего один пункт номер 13, которым было определено, что в случае нарушения установленного законодательством порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) участник вправе был обжаловать действия (бездействие) и решения заказчика, конкурсной комиссии и (или) ее членов в установленном законодательством порядке.
12.05.2009
Закупки на конкурсной основе в 2009 году. Что нового? Продолжение.
11.05.2009
С января текущего года значительно изменился порядок проведения конкурсных закупок...
Указом №618 было отменено ранее действовавшее ";Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь"....
Какие же нововведения появились теперь в этой сфере?
15.02.2009
Одним из ключевых вопросов проведения государственных закупок является формирование годового плана закупок. В соответствии с подпунктом 2.2. пункта 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее - Постановление № 1987) заказчики, обязаны до 1 марта сформировать годовые планы государственных закупок. Формирование таких планов осуществляется исходя из объема средств, выделенных на такие закупки, и соответствующих решений Комиссий по повышению конкурентоспособности экономики, принимаемых в отношении закупок товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 1629.
16.10.2008
Республиканское унитарное предприятие проводит закупки товаров в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 "О государственных закупках" и постановлением Совета министров от 29 декабря 2007 г. № 1894 "О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)"
Просим разъяснить является ли проведение квалификационного отбора участников конкурса, при закупке за счет собственных средств, обязательным или заказчик вправе сам принимать решение проводить такой отбор или нет?
10.10.2007
Как правило, в настоящее время большинство конкурсов, проводимых в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 529 «О государственных закупках» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2006 № 1633 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами» проводятся по схеме одноэтапного открытого конкурса. Тем не менее, нередко у заказчиков возникает необходимость в проведении двухэтапных конкурсов. Поскольку использование такой процедуры закупки имеет свои особенности, в данной статье рассматриваются некоторые вопросы, возникающие при проведении двухэтапных конкурсов.
Открытое акционерное общество (доля принадлежащих государству акций в уставном фонде более 25 процентов)в конце прошлого года провела процедуру закупки за счет собственных средств. По результатам процедуры был заключен договор на приобретение комплектующих на следующий год. Цена товара, была согласована в иностранной валюте. В середине года предприятие предложило поставщику снизить цену, поскольку закупка по цене указанной в договоре стала невыгодной. На предложение поставщик ответил отказом, ссылаясь на то, что договор был заключен по результатам процедуры закупки и подлежит исполнению в полном объеме.
Вправе ли организация в одностороннем порядке аннулировать результат проведенной процедуры закупки, расторгнуть заключенный договор и провести новую процедуру закупки на оставшийся объем непоставленных в текущем году комплектующих?
Вопрос
Открытое акционерное общество, акции которого находятся в собственности физических лиц и юридических лиц негосударственной формы собственности осуществляет закупки металла и изделий из него для собственного производства и за счет собственных средств.
1) Обязано ли данное ОАО, приобретая металл за счет собственных средств, осуществлять закупки металла на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»?
2) Обязано ли данное ОАО, в указанных случаях, проводить какие либо процедуры закупок, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 N 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».
Вопрос:
Вправе ли частное унитарное предприятие, учредителем которого является юридическое лицо-нерезидент Республики Беларусь (резидент Великобритании) продать ранее приобретенное недвижимое имущество, которое принадлежит ему на праве хозяйственного ведения?
Учитывая, что собственником недвижимости является учредитель предприятия, будут ли полученные от продажи недвижимости денежные средства рассматриваться как доход предприятия или как доход его учредителя.
Вопрос:
Вправе ли частное унитарное предприятие, учредителем которого является юридическое лицо-нерезидент Республики Беларусь (резидент Великобритании) приобретать по договору купли-продажи недвижимое имущество?
Кто в этом случае будет являться собственником данного недвижимого имущества?
Вопрос.
Облагаются ли в Республике Беларусь налогом на доходы дивиденды, получаемые иностранной компанией - учредителем белорусского унитарного предприятия, если компания учредитель является резидентом Великобритании.
Порядок разрешения разногласий при проведении процедур государственных закупок
Сроки выполнения мероприятий при проведении процедур государственных закупок
в соответствии с «Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика,исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь» утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок»
После вступления в силу изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2007г. №533 в Указ №495 и Указ №498, которые затронули целый ряд вопросов по порядку определения размера арендной платы, у субъектов хозяйствования стали возникать вопросы, которые требовали разъяснения на практике.
Согласно п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 №495 полномочиями по разъяснению порядка применения Положения об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения и условиях предоставления их в безвозмездное пользование предоставлены Республиканской комиссии по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности (далее – Республиканская комиссия).
Республиканской комиссией в период с апреля по август 2008г. были даны разъяснения по следующим вопросам:
Указом Президента Республики Беларусь № 618 от 17 ноября 2008 года "О государственных закупках в Республике Беларусь" (далее Указ № 618 были внесены значительные изменения в порядок организации и проведения закупок за счет бюджетных и приравненных к ним средств. Кроме того, внесены существенные изменения в порядок осуществления закупок бюджетными организациями. Данные изменения вступят в силу в январе 2009 года. На какие вопросы следует обратить внимание, в преддверии вступления в силу нового порядка осуществления таких закупок?
В соответствии с частью второй подпункта 1.1. постановления Совета министров от 29 декабря 2007 г. №1894 "О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг" хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц Республики Беларусь, применяют данное постановление при осуществлении закупок за счет собственных средств в соответствии с решениями своих органов управления. При этом действие данного постановления распространяется только на закупки стоимостью свыше 50 000 базовых величин. Порядок же проведения закупок меньшей стоимости им не установлен.
Обязано ли открытое акционерное общество с долей государства в уставном фонде более 50% проводить закупки руководствуясь данным постановлением, если никакого решения о проведении закупок вышестоящий орган не издал.
Государственное предприятие планирует заключить договор лизинга для приобретения оборудования. Ориентировочная стоимость закупки превышает 50 тысяч базовых величин. Закупка проводится за счет собственных средств предприятия. Должны ли мы проводить два конкурса, один для выбора поставщика товара, а второй для выбора лизингодателя или договор лизинга не подпадает под действие Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 "О государственных закупках" и постановления Совета министров от 29 декабря 2007 г. №1894 "О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)".
Вопросы-ответы по процедурам конкурсных закупок. В процессе проведения конкурса, после того как с поставщиками были проведены переговоры о снижении цен их предложений...
Какие требования предъявляются к директору предприятия негосударственной формы собственности с численностью работающих до 100-150 человек по вопросам организации охраны труда? Кого можно назначать на должность специалиста по охране труда?
На органы управления хозяйственными обществами с долей госсобственности (как правило, это наблюдательные советы обществ), даже если контрольный пакет акций (долей) не принадлежит государству, возложена обязанность принять одно из двух решений: либо применять при закупках в полном объеме Постановление №1894 и соответственно Указ №529 с особенностями установленными данным положением, либо установить в организации собственный порядок осуществления закупок.
Договор аренды является основным документом, регулирующим отношения между арендодателем и арендатором. Именно поэтому так важно при заключении данного договора не только соблюсти все требования законодательства, но и учесть реальные обстоятельства, из которых исходят стороны, с тем, чтобы впоследствии, с одной стороны, избежать разногласий, а с другой – не быть привлеченным к ответственности в ситуации, когда условия договора добросовестно исполнялись, но законодательство, регулирующее арендные отношения было изменено.
Эффективность осуществления государственных закупок в Республике Беларусь, а также закупок осуществляемых организациями государственной формы собственности и хозяйственными обществами, в числе акционеров (участников) которых присутствует государство, находится под пристальным вниманием органов государственного управления и контролирующих органов.
В настоящей статье мы рассмотрим некоторые вопросы, возникающие у субъектов хозяйствования в процессе применения указанных нормативных актов.