Минская городская коллегия адвокатов

Адвокатское бюро

«Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец.

Использование интернета и систем электронных торгов при осуществлении государственных закупок.

        Как известно в основу действующей системы государственных закупок в Республике Беларусь положен принцип выбора поставщиков на конкурсной основе. Конкурсный принцип выбора поставщика, построенный на сопоставлении предлагаемых несколькими претендентами условий, вынуждает поставщиков соревноваться между собой, за право заключить контракт с покупателем. В свою очередь такое соревнование, как правило, позволяет заказчику получить в результате наиболее выгодные условия поставки. Этот же принцип выбора поставщиков используется, в той или иной степени, при проведении государственных закупок практически во всех странах, где такие закупки осуществляются. Отличия состоят, как правило, только в порядке организации процедур таких закупок. Однако ни для кого не секрет, что, несмотря на использование конкурсного принципа выбора поставщиков при проведении государственных закупок, в этой сфере периодически выявляются факты коррупции или просто неэффективного использования выделенных средств. Причем такие факты, в больших или меньших объемах, выявляются практически во всех странах. Например, не так давно в одном из российских журналов были опубликованы данные анализа, проведенного Национальной ассоциацией участников электронной торговли. Согласно этим данным потери, понесенные бюджетом Российской Федерации, в виде так называемых «откатов» чиновникам, при проведении государственных закупок, в 2008 году составили порядка 364 млрд. российских рублей из отпущенных на эти цели 4,2 трлн., то есть около 9 % выделенных средств. По мнению же посредников работающих в этой сфере, средний «откат» составляет еще более впечатляющие цифры – от 30 до 40% суммы заказа. Что же является причиной того, что несмотря на использование конкурсного принципа выбора поставщиков система государственных закупок позволяет допускать такие злоупотребления? Специалисты Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития России, считают, что основная проблема заключается в недостаточной открытости и прозрачности применяемых процедур закупок. С этим нельзя не согласиться. Очень показательными являются такие факты.
        Правительство России в целях борьбы с коррупцией при проведении государственных закупок попыталось расширить сферу применения интернет-аукционов. Суть такой формы проведения закупки в том, что информация о размещении заказа и требования к предмету заказа, публикуются в свободном и бесплатном доступе на официальных сайтах. Принять участие в процедуре закупки посредством сети Интернет может любой субъект хозяйствования. При этом, что весьма важно, для снижения возможности влияния на закупку коррупционных факторов, заказчики и поставщики значатся под номерами, не зная друг друга. Соответственно вероятность какого-либо сговора между ними значительно уменьшается. Аукцион проводится по «голландской системе» то есть с понижением изначально установленной цены. Предмет и условия контракта заранее определяются заказчиком, а победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену. Безусловно, проведение таких интернет-аукционов значительно повышает прозрачность процедуры закупки. Но, как выяснилось на практике, попытки правительства Российской Федерации активизировать применение такой формы размещения заказов повлекло уменьшение самого объема государственных закупок. Лишаясь возможности получать «откаты» чиновники перестают проводить необходимые государству закупки, в том числе стараясь оттянуть их проведение до конца года. Как известно, в конце финансового года, чиновникам гораздо легче, мотивировать необходимостью осуществления закупки до конца года, применение прямой процедуры закупки у «своего» поставщика, вместо прозрачных процедур, основанных на конкурсной основе.
        А как обстоит дело с открытостью и прозрачностью процедур государственных закупок у нас? Попробуем сравнить нормы белорусского и российского законодательства, регулирующие проведение государственных закупок. Как известно, в Республике Беларусь общий порядок осуществления государственных закупок регулируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 №618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее «Указ №618» и «Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь» утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее – «Положение о госзакупках»). В Российской Федерации порядок размещения заказов при проведении государственных закупок регулируется Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г (далее – «Федеральный закон»).
Несомненным плюсом белорусского законодательства о государственных закупках относится то, что все приглашения к участию в процедурах закупок размещаются на едином официальном интернет-сайте. Такая централизация дает возможность потенциальным поставщикам получать информацию обо всех проводимых государственных закупках, без длительного поиска такой информации по различным сайтам в Интернете. Необходимо отметить, что и в Российской Федерации пошли по тому же пути, и с 1 января 2010 года для размещения информации о госзакупках как для федеральных нужд, так и для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создается единый официальный интернет-сайт. Однако наши российские коллеги пошли дальше в отношении обеспечения открытости и доступности участия в процедурах государственных закупок. В отличие от белорусского законодательства российский Федеральный закон предусматривает бесплатное размещение на сайте информации о проводимых закупках и бесплатный доступ к этой информации любому лицу. В противоположность этому в Республике Беларусь разместить на официальном сайте информацию о государственных закупках, и, что еще более важно, ознакомится с ней, могут только абоненты информационной системы «Тендеры», заключившие договор с ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и оплатившие данные услуги по установленным тарифам. На практике отсутствие свободного доступа к информации о проводимых государственных закупках существенно сужает круг лиц, которые могли бы в них участвовать. Кроме того закрытость данной информации делает ее недоступной для универсальных поисковых служб интернета (Google, Яндекс, Рамблер и т.д.), что также очень сильно влияет на количество лиц привлекаемых к участию в процедурах закупок.
        Предоставление Федеральным законом доступа к информации о государственных закупках максимально широкому кругу лиц, путем публикации ее в свободном и бесплатном доступе в интернете, является очень важным шагом на пути к повышению их прозрачности и, как следствию, эффективности. Применение данной меры позволит привлекать к участию в государственных закупках значительно большее количество поставщиков, чем в настоящее время. Несомненно, что и в Республике Беларусь было бы целесообразно использовать такой принцип публикации информации о государственных закупках. Однако это далеко не единственный шаг, который необходимо сделать в данной сфере.
        В настоящее время правительства практически всех развитых стран стремятся уменьшить объем использования традиционных форм проведения процедур государственных закупок, в пользу систем электронных закупок. Уже сейчас извещения о проводимых конкурсах и конкурсная документация, как правило, публикуются в свободном доступе в сети Интернет. Спектр же применения электронных процедур закупок постоянно и неуклонно расширяется. Например, в Мексике уже в 2005 г. около пятидесяти процентов госзакупок было осуществлено по электронным каналам. Значительные объемы электронных госзакупок осуществляются в настоящее время в Австралии, Канаде, Дании и США. Наши ближайшие соседи Российская Федерация, используя мировой опыт, также делает значительные шаги в этом направлении. В российской прессе представитель Федеральной антимонопольной службы России озвучил намерение российского правительства к 2011 году довести до 80% объем госзаказа, распределяемого через электронные аукционы.
        Как показывает практика, применение компьютерной обработки данных значительно повышает эффективность и надежность проведения процедур закупок, существенно удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры обмена документацией между заказчиком и участниками. Кроме того применение стандартизированных электронных форм документов позволяет заказчику использовать компьютерные средства систематизации и сравнения предложений участников, что обеспечивает как ускорение данного процесса, так и его большую объективность.
        Некоторые подвижки в направлении размещения заказов на государственные закупки путем применения системы электронных торгов для делаются и у нас в республике. Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» были внесены некоторые изменения в Правила оптовой торговли, осуществляемой в форме электронной торговли, утвержденные постановлением Совмина от 19 июля 2007 г. №924 «Об оптовой торговле, осуществляемой в форме электронной торговли». Данные Правила были дополнены перечнем товаров и услуг, государственная закупка которых может осуществляться в форме электронной торговли. К сожалению, достаточно слабое, на наш взгляд, развитие в Республике Беларусь систем электронной торговли не позволяет в должной мере использовать все преимущества электронных торгов применяемых для размещения заказов на государственные закупки.
        В этой сфере Республике Беларусь следует обратить внимание на опыт наших соседей. Например, в России заказчики вправе проводить электронные торги по размещению заказов на государственные закупки на различных электронных торговых площадках, в том числе и негосударственных. Подобный подход, создавая здоровую конкуренцию между различными электронными торговыми площадками, позволяет привлечь частные инвестиции в эту сферу, и достаточно быстро поднять качественный уровень их работы, включая, разумеется, и уровень проведения электронных торгов по размещению заказов на государственные закупки.
Реформируя систему государственных закупок в республике следует учитывать четко выраженную общую мировую тенденцию увеличения объемов электронной торговли. Необходимо в максимальной степени использовать положительный опыт, который наработан мировой практикой в этой сфере. Представляется, что именно расширение практики применения электронных торгов с использованием сети Интернет позволит в значительной степени повысить прозрачность и открытость государственных закупок и, как следствие, их эффективность.


М.В. БЕНСМАН,
ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»
тел. (017) 280-36-80 www.lcb.by



Возврат к списку