Минская городская коллегия адвокатов

Адвокатское бюро

«Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец.

Изменение цены конкурсного предложения после истечения срока, установленного для подачи предложений.

Конкурентная борьба участников конкурсов при проведении государственных закупок порой приобретает столь острый характер, что толкает на нарушение требований законодательства о государственных закупках, как участников, так и самих заказчиков. Например, конкурсные комиссии нередко жалуются на то, что некоторые участники, при проведении конкурса на государственную закупку, заранее завышают цены своих предложений, а после вскрытия конвертов и оглашения условий предложений других участников, заявляют о снижении своей цены и требуют признать их победителями конкурса.  

Как быть в данном случае конкурсной комиссии? Игнорировать такое заявление отказываясь от более дешевого предложения или принять его и выбирать данного участника победителем конкурса?

Ответ на эти вопросы содержится в нормах Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 №1987 (далее – Положение о госзакупках). Рассмотрим как ими регулируются подобные случаи.

Следует сразу отметить, что, в соответствии с пунктами 29 и 32 Положения о госзакупках конкурсное предложение должно быть оформлено участником на бумажном носителе и запечатано в конверт. В случаях, когда это указано конкурсных документах допускается представлять предложение форме электронного документа. Таким образом устное заявление представителя участника не соответствует данному требованию.

Кроме того, согласно пункту 33 Положения о госзакупках, конкурсное предложение должно быть представлено заказчику в срок, указанный в конкурсных документах. И что еще более важно, в соответствии с пунктом 40 данного Положения, участник вправе изменить или отозвать свое конкурсное предложение только до истечения окончательного срока его представления. При этом такое изменение или уведомление об отзыве принимается заказчиком только, если оно поступило до истечения окончательного срока представления конкурсного предложения. Более того, пункт 41 Положения о госзакупках содержит прямой запрет на внесение участником изменений по существу конкурсного предложения, после истечения окончательного срока их представления.

В том случае, когда участник конкурса по истечении окончательного срока представления конкурсных предложений представляет новое предложение, в том числе и с более низкой ценой, конкурсная комиссия, в соответствии с подпунктом 64.4 пункта 64 Положения о госзакупках обязана отклонить оба конкурсных предложения данного участника.

Положение о госзакупках содержит некоторые исключения из данного правила. Однако в отношении изменения цены конкурсного предложения исключение существует только одно. Оно касается случая предусмотренного частью второй пункта 59 Положения о госзакупках. Норма данного пункта допускает возможность снижения цены конкурсного предложения только поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выбранным в результате проведения конкурса, в случае проведения соответствующих переговоров между ним и заказчиком. Однако, как следует из данной нормы, такие переговоры могут проводится, только после того как комиссия примет решение о выборе победителя конкурса.

В соответствии с пунктом 54 Положения о госзакупках участники конкурса вправе присутствовать на заседании конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями. Такое право предоставлено участникам с целью обеспечить соблюдение заказчиком требований к проведению закупок на конкурсной основе изложенных в преамбуле Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. №618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», а именно обеспечение рационального, эффективного и прозрачного расходования государственных средств, а так же добросовестной конкуренции среди поставщиков. Однако не смотря на то, что все участники, представившие конкурсные предложения в установленные сроки, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов, норма части второй пункта 59 Положения о госзакупках содержит прямой запрет на проведение каких-либо переговоров между заказчиком и участниками при проведении конкурса, кроме упомянутых выше переговоров с победителем о снижении цены его предложения.

Таким образом несмотря на то, что участники вправе присутствовать на заседании конкурсной комиссии по вскрытию конветов с конкурсными предложениями, они не вправе, после истечения срока установленного для подачи предложений, вносить в них какие либо изменения. Более того, в соответствии с  пунктом 62 Положения о госзакупках даже в случае выявления, при рассмотрении конкурсного предложения, арифметических ошибок, не допускается исправление в конкурсном предложении цены товара (работы, услуги).

Как следует из вышесказанного, Положение о госзакупках содержит целый ряд норм прямо запрещающих участнику изменять цену своего конкурсного предложения, после окончания срока, установленного для его подачи, под страхом отклонения заказчиком обоих предложений.

В чем же причина такого жесткого подхода к данному вопросу?

Одной из основных задач, которую необходимо было решить, при создании системы государственных закупок являлось создание равных условий для всех участников, и максимальное исключение возможностей для проявлений элементов коррупции. Именно с этой целью в Положение о госзакупках были включены нормы не позволяющие участникам до вскрытия конвертов с конкурсными предложениями узнать условия предлагаемые их конкурентами, а также прямо запрещающие вносить изменения в конкурсные предложения после публичного оглашения их содержания. Целью этого является стимулирование участников к представлению предложений на максимально выгодных для заказчика условиях.

Тем не менее, учитывая что вопрос снижения цены и экономии денежных средств является ключевым для заказчика, при проведении государственных закупок, рассмотрим возможные последствия  принятия заказчиком предложения одного из участников о снижении его цены после вскрытия конвертов.

Во-первых, как мы говорили выше, такие действия будут являться прямым нарушением процедуры закупки установленной Положением о госзакупках. Соответственно, при выявлении данного факта должностные лица должны будут привлекаться к административной ответственности. В частности, в соответствии со статьей 23.83 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом, установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действиях нет состава преступления, за исключением нарушений порядка проведения конкурсов и аукционов, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин. При этом согласно пункту 4 статьи 11.16. КоАП нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

Во-вторых, подобное действие ущемляет права иных участников как прибывших так и не прибывших на заседание комиссии. Следствием этого может быть судебный иск, поданный любым из участников, о признании торгов не действительными в соответствии с пунктом 1 статьи 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Напомним, что согласно данной норме торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание же торгов недействительными, в соответствии с пунктом 2 той же статьи, влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Таким образом по требованию любого участника, в данном случае, результаты конкурса в судебном порядке могут быть признаны недействительными.

В дополнение к сказанному следует отметить, что заказчик не вправе требовать от всех участников обязательного присутствия на процедуре вскрытия конвертов. Подобное требование нарушает норму пункта 54 Положения о госзакупках. Согласно содержанию данной нормы участники, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов. Однако данный пункт предоставляя участникам такое право не обязывает их это делать. Кроме того учитывая, что предложения могут поступать от предприятий расположенных подчас очень далеко от места нахождения заказчика, не все из участников будут иметь реальную возможность и желание прибыть на заседание комиссии.

Как мы уже говорили одной из задач которую решает Положение о госзакупках является стимулирование участников к представлению предложений с наиболее выгодными для заказчика условиями. Участники, зная о возможности снижения цены после вскрытия конвертов, скорее всего попытаются завысить предлагаемые цены в надежде в последующем снизить цену в случае если на конкурс будут представлены более дешевые предложения или сохранить завышенную цену при отсутствии конкурентов. Именно по этой причине Положение о госзакупках исключает возможность ведения переговоров с участниками о снижении цен их предложения после вскрытия конвертов с конкурсными предложениями.

Из всего вышесказанного следует, что заказчик при возникновении вышеописанной ситуации обязан строго руководствоваться нормами Положения о госзакупках, поскольку даже небольшое отступление от установленной процедуры может привести к очень серьезным негативным последствиям.

 

М.В. БЕНСМАН, ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры» тел. (017) 280-36-80.  www.lcb.by


  

Возврат к списку