Минская городская коллегия адвокатов

Адвокатское бюро

«Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец.

Порядок проведения процедур закупок оборудования для объекта строительства

Порядок размещения заказов на поставку товаров для строительства объектов в Республике Беларусь установлен Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов (далее – Положение о подрядных торгах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 №235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов». Однако, не смотря на длительный срок применения данного нормативного акта, по прежнему нередко у субъектов хозяйствования возникают вопросы, связанные с приобретением оборудования при проведении строительства или реконструкции объектов.

Одной из причин появления таких вопросов является то, что в некоторых случаях закупки фактически одинаковых товаров для строительства могут проводится как в соответствии с процедурами предусмотренными Положением о торгах, так и в соответствии порядком установленным иными нормативными актами. В частности, например, Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее – «Указ №618») и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее - Постановление №1987).

В связи с наличием такой ситуации заказчики при строительстве объектов нередко совершают ошибки при выборе процедуры, которая должна применяться при закупке оборудования и технологий для строительства.  Связано, это с содержанием нормы п. 1 Положения о торгах, в соответствии с которой данное Положение регламентирует порядок размещения заказов при строительстве объектов, выполнении работ, оказании услуг и поставке товаров для строительства и не распространяется на закупку технологий и оборудования для строительства объектов, по которым необходима разработка специальных технических условий для последующей разработки проектно-сметной документации. Напомним, что данная формулировка соответствует части третьей п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 №58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее – «Указ №58»).

Как следует из данной нормы в тех случаях, когда для разработки проектно-сметной документации проектировщикам необходимо иметь информацию об устанавливаемом на объекте оборудовании, либо о планируемых к применению технологиях закупка такого оборудования и технологий осуществляться не в соответствии с Положением о торгах, а в соответствии с иными нормативными актами. Данный вывод следует из содержания абзаца третьего п. 48 Положения о торгах, в соответствии с которым решение о проведении торгов на поставку товаров для строительства принимается при наличии проектно-сметной документации, определяющей перечень и объем товаров необходимых для строительства объекта.

Таким образом, по общему правилу, в случае наличия у заказчика проектно-сметной документации, закупка указанных в ней товаров для строительства осуществляется в порядке установленном Положением о торгах. В случае, же если оборудование или технологии необходимо приобрести до разработки такой документации или без ее разработки, то такие закупки регулируются иным законодательством. В частности, если закупка проводится за счет бюджетных средств, то, как мы говорили выше применяются нормы Указа №618 и Постановления № 1987.

Данная позиция соответствует и мнению Министерства архитектуры и строительства которое изложено в письме от 18 мая 2005 г. №04-1-06/2227. Тем же письмом Минстройархитектуры разъяснило, что понятие "проектно-сметная документация" установлено Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст. 698) и включает в себя проектную документацию и смету. При этом, в соответствии со ст. 51 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в состав проектной документации входит строительный проект с выделением утверждаемой архитектурной части при одностадийном проектировании или архитектурный проект и строительный проект при двухстадийном проектировании.

Состав, порядок разработки и согласования архитектурных и строительных проектов определены СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве» утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства от 4 октября 1996 г. №344 «Об утверждении государственных строительных норм Республики Беларусь» (далее - СНБ 1.03.02-96).

Согласно пункту 6.1 СНБ 1.03.02-96 в состав архитектурного проекта строительства объектов производственного назначения, наряду с другими, включается раздел "в) технологические решения". В него должны входить обосновывающие материалы по применению новых технологий оборудования, по управлению технологическими процессами, которые определят характер необходимого технологического оборудования для строящегося объекта.

Таким образом, как указано в  письме Минстройархитектуры от 18 мая 2005 г. №04-1-06/2227, закупку оборудования в порядке установленном Положением о подрядных торгах можно осуществлять в установленном порядке и в том случае, когда разработан только архитектурный проект.

Следует также учитывать, что СНБ 1.03.02-96 непосредственно регулирует порядок включения в проектную документацию оборудования, конструкций, изделий и материалов, которые будут использоваться при строительстве объекта. При этом, в соответствии с частью второй п.п. 5.8 данного документа, не допускается включение в проектную документацию конкретного оборудования, конструкций, изделий и материалов, закупка которых не произведена в соответствии с действующим законодательством на основе разработанного проектной организацией и утвержденного заказчиком технического задания на их закупку. Данная норма направлена на недопущение случаев включения в проектно-сметную документацию оборудования и материалов конкретных производителей без предварительного выбора их посредством проведения соответствующих процедур закупок.

Кроме того, согласно части третьей подпункта п.п. 5.8 СНБ 1.03.02-96, техническое задание является неотъемлемой частью проектной документации на строительство, разрабатывается проектной организацией и утверждается заказчиком на стадии архитектурный или строительный проект, а также при необходимости на стадии обоснования инвестирования строительства.

Министерство архитектуры и строительства своим письмом от 23 февраля 2009 г. N 02-3-05/879 разъяснило порядок применения пункта 5.8 СНБ 1.03.02-96. В соответствии с данными разъяснениями техническое задание на закупку разрабатывается в составе проектно-сметной документации в случае, если законодательными актами определена необходимость проведения конкурсов на закупку товаров (работ, услуг) для строительства объекта. При этом техническое задание является частью проектно-сметной документации, которая должна определять перечень и объем необходимых товаров для строительства объекта, как этого требует п. 48 Положения о торгах. В задании указываются оборудование, конструкции, изделия и материалы, разрешенные к применению в Республике Беларусь, а также предусмотренные отраслевыми перечнями и строительными каталогами без указания наименования завода-изготовителя и поставщика.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм и разъяснений Минстройархитектуры, в настоящее время в случае, если при разработке проектно-сметной документации для ее разработки необходимо предварительно осуществить приобретение оборудования, конструкций, изделий и материалов, и разработчики предоставляют для этого заказчику техническое задание на закупку, то такая закупка должна производится заказчиком в соответствии с Положением о торгах. В случае, же если заказчику необходимо осуществить закупку таких товаров до разработки проектно-сметной документации (до получения технического задания на закупку), то такая закупка осуществляется в соответствии с иными нормативными актами.

 

М.В. БЕНСМАН,

ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»

тел. (017) 280-36-80  www.lcb.by

 

 


Возврат к списку