Минская городская коллегия адвокатов

Адвокатское бюро

«Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец.

Формирование годового плана государственных закупок.

Н

Одним из ключевых вопросов проведения государственных закупок является формирование годового плана закупок. В соответствии с подпунктом 2.2. пункта 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее - Постановление № 1987) заказчики, обязаны до 1 марта сформировать годовые планы государственных закупок. Формирование таких планов осуществляется исходя из объема средств, выделенных на такие закупки, и соответствующих решений Комиссий по повышению конкурентоспособности экономики, принимаемых в отношении закупок товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 1629.

Напомним, что к государственным закупкам относятся только закупки товаров (работ, услуг) осуществляемые за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также средств государственных внебюджетных и инновационных фондов (далее - бюджетные и приравненные к ним средства).

Следует отметить, что ряд таких закупок не подпадает под обязательное проведение процедур установленных Указом Президента Республики Беларусь №618 от 17 ноября 2008 г. (далее – Указ №618) и Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее – Положение о госзакупках), утвержденным Постановлением №1987. В частности к ним относятся закупки, перечисленные в п. 4 Указа №618. Это, например, закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 50 базовых величин по одной сделке, закупки товаров (работ, услуг) для строительства объектов, закупки товаров на биржах и аукционах и целый ряд других закупок. В связи с этим у заказчиков возникает вопрос, а все ли закупки, осуществляемые за счет бюджетных и приравненных к ним средств, подлежат включению в годовой план?

Ответ на данный вопрос, содержится в пункте 4 Указа № 618. В соответствии с ним на государственные закупки, перечисленные в данном пункте, не распространяется только действие пункта 3 Указа № 618. Этот пункт определяет перечень процедур, применяемых при государственных закупках и условия их выбора. Прочие же нормы Указа №618 в полном объеме относятся ко всем государственным закупкам. Аналогично и  подпункт 2.2. пункта 2 Постановления №1987, установивший обязанность заказчиков по формированию годового плана государственных закупок, не содержит указания на какие либо исключения из этого требования.

Таким образом, годовой план государственных закупок должен быть составлен во всех случаях выделения заказчику средств на государственные закупки. То есть в него должны быть включены все закупки осуществляемые за счет выделенных заказчику бюджетных и приравненных к ним средств, вне зависимости от того применяются ли при их проведении процедуры закупок, определенные  пунктом 3 Указа № 618 или нет. В том числе в данный план включаются и закупки на сумму до 50 базовых величин по одной сделке, закупки товаров (работ, услуг) для строительства объектов, а также закупки товаров на биржах.

Еще один вопрос часто возникает у заказчиков. Нередко организациям, финансируемым не из бюджета, и не формирующим годовой план государственных закупок, в течение года выделяются бюджетные или приравненные к ним средства. При этом их выделение обычно происходит после истечения срока установленного Постановлением №1987 для формирования и утверждения годового плана. В связи с этим возникает вопрос, требуется ли в таких случаях формировать годовой план закупок? Как говорилось выше норма, устанавливающая обязанность по формированию годового плана государственных закупок не содержит исключений. Таким образом, организация, получившая бюджетные или приравненные к ним средства, независимо от даты их получения, в соответствии с подпунктом 2.2. пункта 2 Постановления №1987, обязана сформировать и утвердить годовой план закупок. При этом годовой план составляется не на 1 марта, а на момент выделения организации соответствующих средств.

Аналогично решается и ситуация, когда после утверждения годового плана закупок происходит изменение объемов выделяемого организации бюджетного финансирования. В этом случае необходимо внести соответствующие изменения в годовой план. Это может быть сделано путем утверждения новой редакции такого плана, либо изданием приложений к нему. При этом внесение изменений и дополнений в годовой план не требует его повторного размещения в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте.

Формирование годового плана закупок осуществляется заказчиками самостоятельно с учетом требований Указа № 618, Постановления № 1987 и постановления Министерства экономики от 15 января 2009 г. № 8 «Об утверждении Инструкции о порядке размещения (публикации) информации о государственных закупках», которым также определена форма годового плана. При этом следует иметь в виду, что определенная указанным постановлением Минэкономики форма годового плана государственных закупок обязательна к применению всеми заказчиками, осуществляющими такие закупки.

Следует также помнить, что при формировании годового плана наименования и подкатегории предмета закупки должны определяться в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 №36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь». Разъяснения по применению классификатора ОКРБ 007-2007 осуществляются отделом классификации и каталогизации продукции Научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС).

Как уже упоминалось выше, годовые планы формируются заказчиками с учетом соответствующих решений Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики, образованной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. №382, и решений комиссий по повышению конкурентоспособности экономики, созданных облисполкомами или Минским горисполкомом. При этом, в соответствии с пунктом 3 Положения о комиссии по повышению конкурентоспособности экономики, утвержденным данным постановлением, решение о согласовании государственных закупок принимается комиссиями в отношении закупок товаров, включенных в «Перечень товаров, государственные закупки которых рассматриваются комиссией по повышению конкурентоспособности экономики, для включения в годовой план закупок либо его корректировки» (далее - Перечень), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 1629.

Порядок обращения заказчиков в Комиссию по повышению конкурентоспособности экономики определен постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 5 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы рабочих групп, подготовки и внесения документов на рассмотрение Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики» (далее – Инструкция №1). Однако следует иметь в виду, что Комиссия рассматривает не сами годовые планы закупок, а только предложения заказчиков по закупке товаров включенных в вышеуказанный Перечень. Кроме того, в соответствии с абзацем 9 пункта 3 Положения о Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики, согласованию с ней подлежат только закупки товаров стоимостью от 1000 базовых величин и более.

Таким образом, необходимо учитывать, что согласование заказчиком государственной закупки товаров, включенных в Перечень, с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики должно осуществляться до утверждения годового плана закупок. Исключение составляют случаи, когда заказчиком осуществляется корректировка плана в части закупки таких товаров. Например, когда бюджетные или приравненные к ним средства на закупку товаров входящих в Перечень выделяются организациям уже после 1 марта, то есть после срока установленного для утверждения годового плана государственных закупок. В этом случае организации обязаны согласовать такую закупку с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики, после чего скорректировать годовой план закупок.

Заказчикам следует также помнить, что подаваемое в Комиссию по повышению конкурентоспособности экономики предложение о закупке товаров включенных в Перечень должно содержать обоснование приобретения товара с теми или иными потребительскими, техническими и экономическими показателями (характеристиками), в том числе с учетом возможного предложения товаров отечественного или иностранного происхождения.

Утвержденные заказчиком годовые планы государственных закупок, в соответствии с пунктом 7 Указа № 618 подлежат размещению в сети Интернет на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. При этом облисполкомы и Минский горисполком для размещения информации о государственных закупках, в том числе и годовых планов, вправе определить дополнительные сайты в сети Интернет и (или) печатные издания. Нормой абзаца третьего подпункта 4.3 пункта 4 Постановления №1987 установлено, что порядок размещения (публикации) информации о государственных закупках, определяется Министерством экономики Республики Беларусь. Во исполнение данной нормы данным министерством  было издано, упоминавшееся выше, постановление от 15 января 2009 г. №8, которым был определен  порядок публикации информации о государственных закупках, включая годовые планы, а также необходимые для этого формы документов. В соответствии с установленным Министерством экономики  порядком, для обеспечения надлежащей публикации годовые планы должны быть размещены заказчиками в Информационной системе «Тендеры» (ИС «Тендеры») размещенной на сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет. При этом размещение годового плана государственных закупок в ИС «Тендеры» должно осуществляться заказчиком ежегодно не позднее 7 марта. Планы, направленные после 7 марта в ИС «Тендеры» не размещаются.

Следует помнить, что в соответствии с пунктом 9 Инструкции о порядке размещения (публикации) информации о государственных закупках представление информации о государственных закупках по установленным формам с незаполненными графами квалифицируется как их непредставление.

Еще один вопрос, возникает у заказчиков в связи с необходимостью формирования и утверждения годового плана государственных закупок. Как говорилось выше согласно норме подпункта 2.2. пункта 2 Постановления № 1987 заказчик годовой план государственных закупок должен быть сформирован до 1 марта каждого года. Однако закупки необходимо осуществлять и непосредственно в период формирования годового плана, то есть до его утверждения. Как поступать заказчикам в этом случае?

Указе № 618 и Постановление № 1987 не содержат прямого запрета на осуществление закупок до утверждения годового плана. Тем не менее, из анализа норм части второй пункта 3 Указа №618, и части пятой пункта 10 Положение о госзакупках, следует, что процедура закупки должна быть объявлена сразу на годовую потребность закупаемых однородных товаров (работ, услуг). Представляется, что в случае, если до утверждения годового плана годовая потребность уже известна, то процедуру закупки можно проводить и до его утверждения. При этом, на основании подпункта 2.1 пункта 2 Постановления № 1987, заказчик вправе учитывать и возможность корректировки до 10% объема закупки в процессе ее проведения.

Однако при этом, следует, учитывать и норму подпункта 2.2 пункта 2 Постановления № 1987, в соответствии с которой годовой план формируется с учетом решения Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики в части товаров, включенных в соответствующий Перечень. Таким образом, в случае если подлежащий закупке товар входит в данный Перечень, то до получения соответствующего решения Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики процедуру государственной закупки проводить нельзя.

 

 

М.В. БЕНСМАН,

ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»

тел. (017) 280-36-80  www.lcb.by

 

Возврат к списку