Минская городская коллегия адвокатов

Адвокатское бюро

«Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец.

Осуществление закупок в 2008 году хозяйственными обществами с долей госсобственности

Как известно основными документами регулирующими порядок проведения конкурсных закупок в Республике Беларусь хозяйственными обществами с долей госсобственности в уставном фонде до 1 января 2008 года являлись Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» (далее – «Указ № 529») и постановление Совета министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1633 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами» (далее – «Постановление №1633»). С 1 января 2008 года вступило в силу постановление Совета министров от 29 декабря 2007 г. № 1894 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)» (далее – «Постановление №1894») которое внесло существенные изменения в порядок осуществления закупок хозяйственными обществами акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности государства (далее – «хозяйственные общества с долей госсобственности»).
     В соответствии с ранее действовавшим порядком хозяйственные общества, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими обществами, обязаны были осуществлять закупки товаров работ и услуг за счет собственных средств в соответствии с порядком установленным Указом №529 для государственных закупок, с особенностями установленными Постановлением №1633. Не секрет, что подробное и во многом «жесткое» регулирование таких закупок, оправданное для обеспечения эффективности расходования бюджетных средств, нередко приводило к обратному эффекту при проведении закупок за счет собственных средств организаций. Излишняя бюрократизация закупок лишала снабженческие службы возможности оперативно реагировать на изменения ситуации на рынках, приводила к снижению интереса в осуществлении поставок со стороны крупных иностранных поставщиков и производителей, влекла увеличение трудозатрат организаций, снижающее эффективность деятельности служб снабжения.
     С 1 января 2008 г. Совет министров своим Постановлением №1894, отменил ранее действовавшее Постановление №1633 и определил, что в 2008 году при проведении закупок за счет собственных средств применять положения Указа № 529, с особенностями установленными данным постановлением, обязаны только государственные унитарные предприятия, государственные объединения и иные юридические лица, имущество которых находится в государственной собственности. При этом нормой части второй подпункта 1.1. данного постановления определено, что хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц Республики Беларусь, применяют настоящее постановление при осуществлении закупок за счет собственных средств в соответствии с решениями своих органов управления.
    Следует обратить внимание, что данная норма распространяется на все хозяйственные общества акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству, не зависимо от того, какой именно процент акций (долей) находится в госсобственности.
    Таким образом, на органы управления хозяйственными обществами с долей госсобственности (как правило, это наблюдательные советы обществ), даже если контрольный пакет акций (долей) не принадлежит государству, возложена обязанность принять одно из двух решений: либо применять при закупках в полном объеме Постановление №1894 и соответственно Указ №529 с особенностями установленными данным положением, либо установить в организации собственный порядок осуществления закупок.
     Кроме того, исходя из официальных ответов Министерства экономики Республики Беларусь на вопросы, относящиеся к проведению закупок, размещенных на интернет-сайте данного министерства, во всех случаях, когда порядок проведения закупок не урегулирован нормативными актами или решениями вышестоящих органов, организация, а точнее ее органы управления, должны самостоятельно принять решение о порядке осуществления таких закупок.
    Учитывая, что, как правило, в организациях проводятся достаточно значительные объемы закупок, не слишком рациональным будет принятие отдельных решений по каждой закупке. На наш взгляд, безусловно, более эффективным решением, для хозяйственного общества, является принятие в организации самостоятельно разработанного единого порядка проведения закупок, учитывающего наработанную практику закупок и особенности специфики деятельности конкретного предприятия.
    Применение в организации собственного порядка выбора поставщиков базирующегося на принципах конкурсных закупок но, учитывающего специфику предприятия позволит с одной стороны дебюрократизировать данную систему, а с другой – обеспечить ее эффективность.
     Руководителям организаций следует учитывать и то, что просто принятие решения о проведении закупок в соответствии с Постановлением №1894 не избавляет от необходимости урегулировать порядок проведения закупок. Опять таки исходя из ответов Министерства экономики Республики Беларусь на вопросы, задаваемые организациями, следует, что вышеуказанное постановление регулирует и устанавливает особенности только в отношении закупок свыше 50 000 базовых величин, то есть конкурсов. В отношении же закупок меньшей стоимости, по мнению Министерства экономики, Постановление № 1894 особенностей не устанавливает и их не регулирует. Соответственно, организации в любом случае необходимо установить свой порядок проведения закупок стоимостью менее 50 000 базовых величин.
     На наш взгляд следует предостеречь руководителей хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству, от отказа от разработки и утверждения в организации собственной системы закупок. Необходимо помнить, что органы госуправления осуществляют непрерывный и обязательный контроль за деятельностью организаций с долей госсобственности. Кроме того, не следует забывать, что в соответствии с действующим Законом «О борьбе с коррупцией» лица, занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, а также уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий приравнены к государственным должностным лицам. Таким образом, на них распространяются требования о принятии мер по борьбе с коррупцией. Одной из таких мер в соответствии с законом является обеспечение правовой регламентации деятельности организации и надзора за этой деятельностью. В том числе это относится и к регламентации системы закупок, которая традиционно находится в сфере особого внимания государственных контролирующих органов.
     Таким образом, регламентация порядка осуществления закупок в организации является прямой обязанностью ее органов управления и непосредственно ее руководителя.
    И, наконец, используя наработанный нами опыт разработки и внедрения в организациях Республики Беларусь систем закупок на конкурсной основе, хотелось бы дать несколько советов, которые надеемся, помогут при разработке в организациях локальных нормативных актов (приказов) устанавливающих порядок осуществления закупок.
    Разрабатывая такой локальный нормативный акт, регулирующий систему закупок в организации, следует особое внимание уделить четкой регламентации обязанностей и полномочий лиц, участвующих в проведении закупок. Кроме того, следует избегать излишнего увеличения количества лиц, задействованных в выборе поставщиков, и оформляемых документов при проведении закупок на небольшие суммы. В то же время при проведении крупных закупок необходимо разработать четко регламентированную систему и порядок сбора и оценки предложений поставщиков, выбора наилучшего предложения. И наконец, безусловно, хороший эффект в упорядочении системы закупок дает разработка необходимых типовых форм документов, сокращающих затраты времени на ведение документооборота.
    Подытоживая сказанное, хотим еще раз подчеркнуть, что разработка в организации собственной системы осуществления закупок является в настоящее время насущной необходимостью, позволяющей руководству предприятия с одной стороны повысить эффективность данной деятельности, а с другой обеспечить за ней надлежащий контроль.

 Ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»

М.В. Бенсман


Возврат к списку