Минская городская коллегия адвокатов

Адвокатское бюро

«Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец.

Вопросы, возникающие при проведении двухэтапных конкурсов.

  Вопросы, возникающие при проведении двухэтапных конкурсов. 

        Как правило, в настоящее время большинство конкурсов, проводимых в соответствии с  Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 529 «О государственных закупках» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2006 № 1633 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами» проводятся по схеме одноэтапного открытого конкурса. Тем не менее, нередко у заказчиков возникает необходимость в проведении двухэтапных конкурсов. (Здесь и далее под «заказчиком» мы будем подразумевать субъектов хозяйствования, проводящих (организующих) закупки на конкурсной основе.) Поскольку использование такой процедуры закупки имеет свои особенности, рассмотрим некоторые вопросы, возникающие при проведении двухэтапных конкурсов.

 Вопрос 1.
          Является ли обязательным, в соответствии с нормами "Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь" утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 529 «О государственных закупках» (далее – «Положение о закупках»), проведение двухэтапного конкурса, или предприятия вправе самостоятельно принимать решения о применении такой процедуры? Если применение двухэтапного конкурса обязательно, то в каких случаях следует его использовать?

 Пункт 133 Положения о закупках содержит перечень случаев, определенных в качестве обстоятельств, влекущих необходимость проведения двухэтапного конкурса. В соответствии с указанной нормой двухэтапный конкурс проводится в случаях, если:

  • невозможно определить характеристики товаров (работ, услуг), составить их подробные спецификации и для выявления различных возможностей потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – «потенциальных поставщиков») необходимо провести с ними переговоры или запросить у них предварительные конкурсные предложения;
  • требуется проведение научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок;
  • заказчик (организатор, уполномоченная организация) принял решение о проведении предварительной квалификации участников.

Таким образом, при возникновении вышеуказанных обстоятельств заказчику следует проводить двухэтапный конкурс. В остальных случаях конкурс проводится в один этап.

 Вопрос 2.
          Можно ли проводить двухэтапный конкурс в том случае, если непосредственные характеристики требуемых товаров известны, но требуется уточнить возможности предполагаемых поставщиков, например, по срокам изготовления, условиям поставки, используемым при изготовлении технологиям и т.п?

 По нашему мнению проведение двухэтапного конкурса в этом случае, безусловно, не будет являться нарушением порядка проведения закупок, установленного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 529 «О государственных закупках» (далее – «Указ № 529»). Поскольку во главу угла при проведении закупок Указ ставит именно обеспечение эффективного расходования денежных средств организаций, то очевидно, что проведение процедур дополнительного изучения возможностей поставщиков, следствием чего является заключение наиболее выгодного контракта, будет полностью соответствовать требованиям данного Указа.

 Вопрос 3.
          Каким образом соотносится требование о проведении двухэтапного конкурса в случае, если заказчик принял решение о предварительной квалификации участников, и норма пункта 35 Положения о закупках в соответствии с которой, при проведении конкурсов, заказчик обязан проводить оценку квалификационных данных участников?

 В данном случае следует учитывать положения части первой пункта 42 Положения о закупках, согласно которой квалификация может включать предварительную квалификацию, которая проводится на первом этапе конкурса, в том случае если конкурс проводится по двухэтапной процедуре.
          Таким образом, в том случае, если оценка квалификационных данных проводится на первом этапе двухэтапного конкурса, то на следующем этапе проводить ее уже нет необходимости. Если же на первом этапе такого конкурса рассматриваются иные вопросы, то оценка квалификационных данных должна быть проведена на втором этапе. Тем не менее, по нашему мнению, при проведении двухэтапных конкурсов во всех случаях целесообразно данную оценку проводить на первом этапе.

 Вопрос 4.
          В каком виде должен быть оформлен запрос предварительных конкурсных предложений?

 Как следует из анализа норм Положения о закупках, запросом предварительных конкурсных предложений является извещение заказчиком о проведении открытого двухэтапного конкурса, опубликованное в соответствии с требованиями законодательства, и последующее направление потенциальным поставщикам конкурсных документов, составленным в соответствии с требованиями пункта 136 Положения.

 Вопрос 5.
          Какие особенности следует учитывать заказчику при подготовке конкурсных документов на первый этап двухэтапного конкурса?

 Исходя из пункта 141 Положения о закупках, конкурсные документы на первый этап двухэтапного конкурса готовятся в соответствии с общими требованиями, содержащимися в главе 13 Положения о закупках, с особенностями, предусмотренными пунктом 136 данного положения. Рассмотрим эти особенности.
          Абзацем вторым указанного пункта Положения о закупках установлено, что при проведении двухэтапного конкурса конкурсные документы, представляемые на первом его этапе не должны содержать следующую информацию, указанную в подпунктах 60.6 - 60.8 и 60.11 Положения, а именно:

  • расчет и выражение цены конкурсного предложения;
  • наименование валют, в которых может быть выражена цена конкурсного предложения;
  • наименование валюты, которая будет использована для оценки конкурсных предложений, и курс, который будет применяться для приведения цен конкурсных предложений к единой валюте в целях их оценки;
  • проект договора.

Здесь следует обратить внимание на то, что, запрашивая у потенциальных поставщиков предварительные конкурсные предложения, заказчик не вправе требовать указания цены конкурсного предложения. Более того, как следует из норм пунктов 134 и 136 Положения о закупках, предварительные конкурсные предложения участников не должны содержать информацию о предполагаемой цене предложения. Во избежание осуществления участниками действий, которые могут быть расценены контролирующими органами как действия, влекущие недобросовестную конкуренцию, по нашему мнению, при подготовке конкурсных документов на первый этап двухэтапного конкурса заказчику следует особо оговорить требование о запрете включения участниками в предварительные конкурсные предложения информации о предполагаемой цене предложения.
          Кроме прямого запрета на внесение в предварительные конкурсные документы вышеуказанных сведений Положение о закупках предоставляет право заказчику по своему выбору не указывать информацию, изложенную в подпунктах 60.2 - 60.4, 60.18 и 60.21.
          В данном случае речь идет о:

  • квалификационных требованиях к участнику;
  • перечне документов и информации, которые участник обязан представить для подтверждения своих квалификационных данных;
  • подробном описании потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) закупаемых товаров (работ, услуг);
  • описании части (частей) закупаемых товаров (работ, услуг) в случае, если участникам разрешается представлять конкурсные предложения в таком виде, а также описание способа оценки этих конкурсных предложений;
  • месте, дате и времени вскрытия конвертов с конкурсными предложениями;
  • сроке заключения договора.

 Вопрос 6.
Пунктом 133 Положения о закупках предусмотрено, что при проведении двухэтапного конкурса заказчик для выявления различных возможностей потенциальных поставщиков может провести с ними переговоры или запросить у них предварительные конкурсные предложения. В каких случаях необходимо делать запрос предварительных предложений, а в каких достаточно провести переговоры?

 Абзац второй пункта 134, конкретизирующий действия заказчика при проведении первого этапа двухэтапного конкурса, содержит требование о проведении при необходимости переговоров с участниками только по вопросам содержания их предварительных конкурсных предложений.
          По нашему мнению при проведении первого этапа двухэтапного конкурса целесообразно во всех случаях осуществлять запрос предварительных конкурсных предложений. Дополнительные же переговоры с участниками следует проводить в том случае если сведения, содержащиеся в полученных предварительных предложениях, требуют конкретизации или недостаточны.

 Вопрос 7.
          Кто должен проводить переговоры с участниками на первом этапе двухэтапного конкурса? Какие требования предъявляются Положением о закупках к порядку проведения таких переговоров?

 Положение о закупках не содержит специальной регламентации данного вопроса. Тем не менее, по нашему мнению, решение этого вопроса находится в компетенции руководителя заказчика или лица, уполномоченного им на принятие такого решения. Ведение переговоров может быть возложено как непосредственно на конкурсную комиссию, так и на иное специально уполномоченное на то лицо. Тем не менее, поскольку оценка и выбор наилучших предложений участников находится в компетенции конкурсной комиссии, то во всех случаях результаты таких переговоров должны рассматриваться на ее заседаниях и фиксироваться в соответствующих протоколах заседаний.
           Требования к ведению переговоров на первом этапе двухэтапного конкурса содержатся в пункте 138 Положения о закупках. Так индивидуальные переговоры с участниками должны быть конфиденциальными, а результаты совместных переговоров - заноситься в справку о процедуре закупки. 
 

Максим Бенсман.
         Ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»


Возврат к списку