Минская городская коллегия адвокатов

Адвокатское бюро

«Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец.

Основные изменения и дополнения порядка проведения государственных закупок, введенные Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»

Вступивший в силу с января 2014 г. Указ Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590) внес ряд существенных изменений в действовавший до его принятия порядок осуществления государственных закупок.

Одно из весьма важных нововведений, внесенных Указом № 590, содержится в п.3, которым определено, что до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется.

Таким образом, в настоящее время, как и до вступления в силу Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З), проведение закупок, относящихся к сфере строительства, независимо от источника финансирования таких закупок, будет регулироваться специальными нормативными актами, действующими в этой сфере, в частности, Указом Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591), которым определены случаи обязательного проведения подрядных торгов в строительстве.

Однако не все нормы Указа № 590 влекут столь кардинальные изменения. Так, подп.1.1 п.1 Указа № 590 практически полностью дублирует признанные утратившими силу нормы подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 576). Таким образом, несмотря на отмену содержащихся в подп.1.1 п.1 Указа № 576 норм, по-прежнему уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок (в значении, определенном в Законе № 419-З) является Министерство торговли РБ (далее - Минторг).

Также не изменился и порядок определения государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого этого государственного органа (организации) организатора при централизации государственных закупок.

Несколько изменены требования к порядку взаимодействия организатора и заказчиков при проведении государственных закупок (подп.1.3 п.1 Указа № 590). Так, в соответствии с ранее действовавшим подп.1.3 п.1 Указа № 576 данный порядок в числе прочего должен был содержать перечень товаров, процедуры государственных закупок которых организует и проводит организатор закупок. Указ № 590 несколько расширил данную норму, определив, что такой порядок должен содержать перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых организует и проводит организатор закупок. Таким образом, если ранее Указ № 576 (подп.1.3 п.1) предусматривал только централизацию закупок товаров, то Указ № 590 допускает возможность централизации как закупок товаров, так и закупок работ и услуг.

Что касается порядка оплаты услуг оператора официального сайта и порядка определения стоимости таких услуг, то они остались без изменений. В то же время п.2 Указа № 590 на период до 1 января 2015 г. введен ряд норм, устанавливающих определенные дополнения к действующему порядку проведения государственных закупок. Рассмотрим указанные дополнения и изменения.

 

Изменение условий допуска к участию в процедурах государственных закупок

 

Важное дополнение внесено в условия допуска лиц к участию в процедурах государственных закупок.

Напомним, что в соответствии с п.3 ст.14 Закона № 419-З участником процедур государственных закупок не может быть:

·        организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;

·        эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

·        поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

·        юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;

·        юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности;

·        юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

·        поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, - в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;

·        структурное подразделение заказчика (организатора).

Подпунктом 2.1 п.2 Указа № 590 введен еще один субъект, в отношении которого ограничивается участие в процедурах государственных закупок. В соответствии с названным подпунктом до 1 января 2015 г. не допускаются к участию в процедурах государственных закупок субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее - Указ № 488) в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Министерства по налогам и сборам РБ в сети Интернет (http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru) (подп.1.2 п.1 Указа № 488).

 

Применение процедуры закупки из одного источника в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся

 

Подпунктом 2.2 п.2 Указа № 590 также изменены условия применения процедуры закупки из одного источника в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся.

Напомним, что в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (Минторгом) (абзац 4 п.2 ст.26 Закона № 419-З). Исключения составляют случаи, указанные в п.5 приложения к Закону № 419-З, когда такое согласование не требуется.

Со 2 января 2014 г. в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик. Кроме того, заказчик (организатор) может и самостоятельно (без согласования с вышестоящим государственным органом) принять решение о проведении закупки из одного источника, но только после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся.

Очевидно, что норма, согласно которой функция согласования решения о проведении процедуры закупки из одного источника в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся передается от Минторга иным государственным органам и организациям, была введена с целью упростить получение заказчиками (организаторами) такого согласования.

Безусловно, учитывая большое количество поступавших в Минторг заявлений на получение такого согласования, и необходимость проведения в каждом случае соответствующей проверки процедуры закупки, признанной несостоявшейся, получение указанных согласований, как правило, занимало длительный период времени. Распределение данной функции между государственными органами и организациями, которым подчинены (в состав, систему которых входят) заказчики, призвано сократить время, необходимое для получения согласования. Однако следует учитывать, что порядок и условия согласования Минторгом проведения закупки из одного источника регулируются Инструкцией о порядке согласования Министерством торговли Республики Беларусь проведения заказчиком (организатором) процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок, утвержденной постановлением Минторга РБ от 26.06.2013 № 11. Условиями согласования такой закупки согласно указанной Инструкции являются:

·  отсутствие нарушений законодательства о государственных закупках при проведении закупки, признанной несостоявшейся;

·  соответствие потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, предусмотренным в конкурсных документах, аукционных документах, документах, представляемых участнику для подготовки предложения для участия в процедуре запроса ценовых предложений;

·  соответствие предлагаемого потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) товара (работы, услуги) требованиям к предмету и условиям договора.

Очевидно, что государственным органам и организациям, на которых теперь возложена обязанность согласования закупки из одного источника, также необходимо будет принять соответствующие нормативные акты, определяющие порядок и условия согласования ими проведения таких закупок. Кроме того, для реализации данной обязанности потребуются специалисты, имеющие соответствующую подготовку и квалификацию. Учитывая, что в настоящее время в стране объективно имеется кадровый дефицит специалистов в этой области, очевидно, что по крайней мере на начальном этапе реализация данной функции государственными органами и организациями может вызвать определенные затруднения.

Говоря о возможности заказчика (организатора) самостоятельно принять решение о проведении закупки из одного источника после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся, следует отметить, что планируемый положительный эффект от данной нормы может быть сведен к минимуму тем обстоятельством, что финансирование исполнения договоров на государственные закупки, также как и проведение процедур государственных закупок, является планируемым процессом. Как показывает практика, средний срок проведения процедуры конкурса или электронного аукциона составляет примерно 2 месяца. Соответственно, исходя из этих сроков планируется и финансирование договоров на государственную закупку. Значительное увеличение срока заключения договора в случае признания процедуры закупки несостоявшейся, в связи с необходимостью проведения повторной процедуры может привести к несогласованности запланированных сроков ее финансирования и сроков исполнения договора.

 

Назначение членов конкурсных комиссий

 

В п.2 ст.19 Закона № 419-З содержится норма о включении в состав комиссии специалистов в области предмета государственной закупки и ежегодной замене не менее 1/3 состава постоянно действующей комиссии, включая ее председателя. Как было уже сказано  выше, в настоящее время в стране наблюдается определенный дефицит кадров, имеющих соответствующую подготовку в сфере государственных закупок. В связи с этим организациям, проводящим процедуры государственных закупок, нередко просто не хватало сотрудников для выполнения указанной нормы Закона № 419-З. Подпунктом 2.3 п.2 Указа № 590 на период до 1 января 2015 г. приостанавливается действие данного требования. Теперь периодичность изменения состава постоянно действующих комиссий, образуемых для проведения процедур государственных закупок, а также члены таких комиссий будут определяться заказчиками самостоятельно.

 

Изменение сроков подготовки и подачи предложений в случае проведения открытого конкурса

 

Еще одна положительная норма вводится Указом № 590. Так, подп.2.4 п.2 Указа № 590 определено, что при государственной закупке, ориентировочная стоимость которой не превышает 3 000 базовых величин, проводимой посредством открытого конкурса, срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте. Напомним, что в соответствии с абзацем 2 п.1 ст.22 Закона № 419-З срок для подготовки и подачи предложений в случае проведения открытого конкурса составляет не менее 30 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте.

 

Случаи применения процедуры закупки из одного источника

 

Процедура закупки из одного источника проводится при осуществлении государственных закупок (в т.ч. если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) согласно приложению к Закону № 419-З (п.2 ст.50 Закона № 419-З). Данное приложение содержит перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника (далее - Перечень Закона № 419-З), состоящий из 48 пунктов.

Подпунктом 2.5 п.2 Указа № 590 определено, что заказчик вправе осуществлять государственную закупку с применением процедуры закупки из одного источника в случаях, указанных как в приложении к Закону № 419-З, так и в иных случаях по перечню согласно приложению к Указу № 590.

Приложением к Указу № 590 предусмотрен дополнительный перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника (далее - Перечень Указа № 590). Рассмотрим некоторые из них.

1. Приобретение товаров (работ, услуг), на которые государственными органами (организациями) устанавливаются фиксированные цены (п.1 Перечня Указа № 590).

Следует иметь в виду, что в соответствии с Законом РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З) могут применяться как свободные, так и регулируемые цены.

Для справки:

Регулируемая цена (тариф) - это цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину (абзац 7 ст.3 Закона № 255-З). Фиксированная цена (тариф) - это регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине, а предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами (абзацы 8, 9 ст.3 Закона № 255-З).

 

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые являются регулируемыми, определен Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 (далее - Указ № 72). Однако следует иметь в виду, что в большинстве случаев регулирование цен осуществляется путем установления предельных, а не фиксированных цен или тарифов.

Так, например, в соответствии с Указом № 72 Белорусский государственный концерн по нефти и химии осуществляет регулирование цен на нефтепродукты (за исключением нефтепродуктов, реализуемых закрытому акционерному обществу «Белорусская нефтяная компания» по перечню, определяемому Советом Министров РБ).

При этом в соответствии с п.2 выписки из Положения о порядке регулирования концерном «Белнефтехим» отпускных и розничных цен на нефтепродукты, производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь, утвержденной приказом председателя концерна «Белнефтехим» от 28.02.2013 № 79 (опубликована на сайте концерна «Белнефтехим» http://www.belneftekhim.by/business/prices/b3d61ed5da29eccc.html), регулирование цен на нефтепродукты осуществляется концерном путем утверждения (согласования) предельных максимальных цен и предельных оптовых и торговых надбавок к ценам.

Таким образом, цены на нефтепродукты, реализуемые в Республике Беларусь, несмотря на то, что являются регулируемыми, фиксированными не являются. Соответственно, применение для закупки нефтепродуктов процедуры закупки из одного источника на основании п.1 Перечня Указа № 590 является неправомерным.

2. Приобретение товаров (работ, услуг), производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, с долей на этих рынках более 85 % (далее - Реестр) (п.2 Перечня Указа № 590).

Напомним, что в соответствии с п.1 Перечня Закона № 419-З аналогичное право предоставлено заказчикам в отношении закупок товаров (работ, услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, до 1 января 2015 г. заказчики вправе осуществлять посредством проведения процедуры закупки из одного источника как закупку товаров (работ, услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, так и товаров (работ, услуг), производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Реестр.

Формирование данного Реестра осуществляется Департаментом ценовой политики Министерства экономики РБ.

1. На сайте Министерства экономики РБ в разделе «Антимонопольная политика» размещены:

- Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
(см. http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001446_627385_hoz_dom.pdf);

- Государственный реестр субъектов естественных монополий (республиканского уровня) (см. http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001446_380046_Rsem.pdf).

 

Следует иметь в виду, что кроме наименований субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, и субъектов естественных монополий указанные выше реестры содержат также наименование товаров, по которым хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке (товаров (услуг), производимых (реализуемых) в условиях естественных монополий). Очевидно, что и процедуру закупки из одного источника на основании п.1 Перечня Закона № 419-З и п.2 Перечня Указа № 590 заказчики вправе применять при приобретении у лиц, включенных в вышеуказанные реестры, именно таких товаров.

3. Применение процедуры закупки из одного источника в случае, если не могут быть соблюдены установленные законодательством сроки на проведение иных процедур закупки (п.3 Перечня Указа № 590).

Еще одно, безусловно, положительное новшество содержится в п.3 Перечня Указа № 590. В соответствии с данным пунктом заказчики вправе применить процедуру закупки из одного источника при приобретении товаров (работ, услуг) на основании правового акта вышестоящего государственного органа, содержащего указание на наименование этих товаров (работ, услуг) и сроки их приобретения, в случае, если не могут быть соблюдены установленные законодательством сроки на проведение прочих процедур закупок, предусмотренных Законом № 419-З.

Таким образом, в случае если государственный орган, являющийся вышестоящим по отношению к заказчику, принимает решение о закупке конкретных товаров, работ или услуг к определенному сроку и при этом установленные Законом № 419-З сроки проведения прочих процедур не позволяют обеспечить проведение закупки к установленному сроку, заказчик вправе осуществить такую закупку путем проведения закупки из одного источника.

Для принятия заказчиком обоснованного решения о применении в таких случаях процедуры закупки из одного источника можно порекомендовать составлять примерный график проведения иной процедуры закупки, наглядно показывающий, что ее проведение не позволит осуществить закупку к установленному сроку.

4. Приобретение услуг (работ) по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства населенных пунктов (п.26 Перечня Указа № 590).

Пунктом 26 Перечня Указа № 590 заказчикам предоставлено право приобретать посредством проведения процедуры закупки из одного источника услуги и работы по содержанию и текущему ремонту улиц, сетей дождевой канализации, мостов, путепроводов, иных объектов благоустройства населенных пунктов у организаций, подчиненных (входящих в состав, систему) заказчику, по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик.

Однако, очевидно, что такие работы и услуги включают в себя и выполнение строительных работ и услуг. Как было сказано выше, п.3 Указа № 590 установлено, что до 1 января 2016 г. законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) при проведении процедур закупок при строительстве не применяется. При этом Указом № 591 определено, что закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований данного Указа путем проведения подрядных торгов либо переговоров. В то же время п.26 Перечня № 590 содержит специальную норму, предоставляющую право заказчику в отдельных случаях применять для заключения договора на выполнение строительных работ или услуг процедуру закупки из одного источника, порядок проведения которой определен ст.50 Закона № 419-З.

Поскольку норма п.26 Перечня Указа № 590 является специальной нормой, предоставляющей право заказчикам в отдельных случаях приобретать посредством проведения процедуры закупки из одного источника услуги и работы по содержанию и текущему ремонту улиц, сетей дождевой канализации, мостов, путепроводов, иных объектов благоустройства населенных пунктов, то при возникновении такой ситуации заказчик вправе сам выбрать, применить ли ему для закупки процедуру закупки из одного источника в порядке, установленном Законом № 419-З, или осуществить закупку путем проведения подрядных торгов или переговоров в соответствии с Указом № 591.

 

Правоотношения, на которые распространяется действие Указа № 590

 

В заключение следует отметить, что действие Указа № 590 не распространяется на государственные закупки товаров (работ, услуг), если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до вступления его в силу. Указом № 590 также определено, что процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении, и проведение процедур таких закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Указа № 590.


Возврат к списку