Минская городская коллегия адвокатов

Адвокатское бюро

«Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец.

О мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства).

Указом Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)», определен ряд вопросов проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства). Указ направлен на создание дополнительных условий для финансового оздоровления проблемных предприятий и обеспечения прав их работников на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями.
В частности  Указом определен механизм передачи жилых помещений, инфраструктуры и иных объектов, не подлежащих продаже, а также оставшегося после завершения ликвидации имущества, от которого отказались кредиторы, государственным предприятиям и организациям. Так Указом установлено, что в процедуре конкурсного производства объекты государственного жилищного фонда и объекты, находящиеся только в собственности государства, а также объекты, переданные в безвозмездное пользование или аренду в соответствии с законодательством о приватизации, не включаются в состав имущества юридического лица, в отношении которого хозяйственным судом возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Антикризисный управляющий обязан принять меры по выявлению вышеуказанных объектов и не позднее пяти рабочих дней со дня их выявления направить уведомление о таких объектах:
-    находящихся в республиканской собственности, – в республиканский орган государственного управления и иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальную академию наук Беларуси, другие государственные органы и организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь, в подчинении (составе) которых находится должник или уполномоченные управлять акциями (долями в уставных фондах) должника (осуществляющие владельческий надзор);
-    находящихся в коммунальной собственности, а также не закрепленных за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, – в областные (Минский городской) исполнительные комитеты, на территории которых находятся объекты.
Указом создаются возможности для реализации на торгах незарегистрированных объектов недвижимости предприятий, находящихся в санации либо ликвидации. Так в соответствии с Указом, в процедуре ликвидационного производства допускается продажа предприятия как имущественного комплекса должника, принадлежащих ему капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений без наличия документов, удостоверяющих их государственную регистрацию. Однако такая возможность предоставляется только при условии отсутствия на текущем (расчетном) счете должника в течение тридцати дней, предшествующих дате принятия собранием или комитетом кредиторов решения об одобрении порядка и сроков продажи такого имущества, денежных средств в сумме, необходимой для оформления документов, удостоверяющих его государственную регистрацию.
Кроме того, теперь, согласно Указу, в случае неполного удовлетворения требований кредиторов и (или) неполного проведения необходимых выплат в процедуре ликвидационного производства оставшееся недвижимое имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было продано, а также движимое имущество должника и его дебиторская задолженность, которые предлагались к продаже, но не были проданы, будут предлагаться кредиторам в счет погашения их требований.
Работники предприятий и лица, жизни и здоровью которых был причинен вред в связи с исполнением трудовых обязанностей, освобождаются от необходимости заявлять о своих требованиях при экономической несостоятельности (банкротстве) предприятия. В этом случае на антикризисного управляющего возлагается обязанность устанавливать объем этих требований.
В целях недопущения злоупотреблений Указ разрешает должнику, находящемуся в процедуре ликвидации, продолжать хозяйственную деятельность только в строгом соответствии с утвержденным планом ликвидации.
Так же Указом определено, что в процедуре конкурсного производства в случае принятия решения о продаже дебиторской задолженности должника на аукционе ее начальная цена определяется собранием или комитетом кредиторов в соответствии с документами бухгалтерского учета и отчетности должника на последнюю отчетную дату и может быть понижена не более чем на 10 процентов.
Планируется, что положения Указа позволят существенно сократить сроки санации и ликвидации предприятий и создать условия для повышения эффективности процедур экономической несостоятельности (банкротства) за счет снижения нагрузки на хозяйственные суды и антикризисных управляющих, вовлечения неиспользуемого и неликвидного имущества в хозяйственный оборот.

Возврат к списку