Минская городская коллегия адвокатов

Адвокатское бюро

«Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец.

О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь

    Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» с 1 января 2010 года существенно ужесточается порядок назначения и проведение проверок.

    Указом установлен единый порядок планирования и осуществления контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь.

    Указ № 510 ввел ряд нововведений в порядок назначения и проведения проверок деятельности субъектов хозяйствования.

    Так Указом изменен подход к планированию контрольной и надзорной деятельности. В частности, плановые проверки субъектов хозяйствования будут назначаться только с учетом отнесения их к группам риска. При этом проверки будут проводиться не чаще, чем раз в год для субъектов, отнесенных к высокой группе риска, раз в три года - к средней группе риска и раз в пять лет - к низкой группе риска. Кроме того, наряду с иными ограничениями на проведение проверок вводится двухлетний мораторий для проверок вновь созданных субъектов хозяйствования.

   Проверки будут проводиться в соответствии с полугодовыми координационными планами, которые будут размещаться на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь к 15 декабря и к 15 июня (www.kgk.gov.by). В координационные планы включены все намеченные на первое полугодие 2010 года проверки. Внесение новых субъектов в эти планы законодательством не предусматривается.

    Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими и надзорными органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же субъекта в течение календарного года не допускается.

     В соответствии с Указом 3510 не допускается проверка контролирующими и надзорными органами субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период. Проверка субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего года. Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

     Указом № 510 определены основания малозначительности правонарушений, при наличии которых правонарушения не влекут административной ответственности при условии устранения юридическими лицами и предпринимателями нарушений и (или) возмещения причиненного вреда государству или иным лицам в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки. Кроме того Указ № 510 усиливает меры ответственности за совершение субъектами грубых нарушений законодательства вплоть до ликвидации организаций (прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей).

     Указом также определены единые сроки проведения проверок. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

      Указ установил критерии, по которым могут назначаться внеплановые проверки. Основанием для них могут быть наличие у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц.

     Кроме того внеплановые проверки могут проводиться в случае использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки. Эти проверки могут назначаться по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, а также определенным перечнем руководителей, в том числе Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями областных комитетов госконтроля, Генеральным прокурором и его заместителями, руководителями других контролирующих органов в пределах их компетенции.

    Указом определены 8 органов, которые могут проводить внеплановые тематические оперативные проверки и основания их проведения.

     Вопросы использования бюджетных средств, госимущества и мер господдержки по-прежнему будут находиться под постоянным контролем органов Комитета государственного контроля. Указом № 510 Комитету государственного контроля разрешено проводить соответствующие проверки, поскольку это обеспечивает экономическую безопасность государства.


Возврат к списку